Эстафеты «Веселые старты. Эстафеты с мячом Эстафеты с теннисным мячом

Спортивные эстафеты для школьников

Цели:
1. Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;
2. Воспитание коллектива в игре, любви, к ЗОЖ;
Мяч в кольцо
Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.
Художники
В центре круга или эстрады - два мольберта с бумагой. Ведущий вызывает по две группы из пяти человек. По сигналу ведущего первые из группы берут уголь и рисуют начало рисунка, по сигналу передают уголь следующему. Задача - всем пяти соревнующимся нарисовать заданный рисунок быстрее, чем их противники. В рисовании должны участвовать обязательно все. Задания даются несложные: нарисовать паровоз, велосипед, пароход, автомобиль грузовой, трамвай, самолет и т. д.
Бег с тремя мячами
На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1м, кладет их на пол.
- вместо больших мячей можно взять 6 теннисных,
- вместо бега – прыжки.
Репка
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстре вытянула репку.
Эстафета с обручами
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
Встречная эстафета с обручем и скакалкой
Команды строятся как на встречной эстафеты. У направляющего первой подгруппы - гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы - скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в колонне. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в колоннах. Пробежки запрещены.
Носильщики
4 игрока (по 2 от каждой команды) становятся на линии старта. Каждый получает по 3 больших мяча. Их надо донести до конечного пункта и вернуться назад. Удержать в руках 3 мяча очень трудно, а упавший мяч поднять без посторонней помощи также не легко. Поэтому передвигаться носильщикам приходится медленно и осторожно (дистанция не должна быть слишком большой). Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Гонка мячей под ногами
Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и тд. Побеждает комманда, которая быстрее закончит эстафету.
Три прыжка
Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.
Запрещенное движение
Играющие вместе с руководителем встают в круг. Руководитель выходит на шаг вперед, чтобы быть заметнее. Если играющих мало, то можно построить их в шеренгу, а самому встать перед ними. Руководитель предлагает ребятам выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение "руки на пояс". Руководитель под музыку начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их.Неожиданно руководитель выполняет запрещенное движение. Участник игры, повторяющий его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть.
Гонка мячей
Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага.
Передал - садись!
Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Снайперы
Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.
Игольное ушко
Вдоль линии эстафеты на земле лежат 2 или 3 обруча. Стартуя, первый должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя. Затем со следующими обручами также. И так на обратном пути.
Эстафета со скакалкой
Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 10 - 12 м ставится поворотная стойка. По сигналу направляющий в колонне выбегает из - за стартовой линии и продвигается вперед, прыгая через скакалку. У поворотной стойки он складывает скакалку вдвое и перехватывает ее в одну руку. Обратно он двигается, прыгая на двух ногах и вращая скакалку под ногами горизонтально. На финише участник передает скакалку очередному игроку своей команды, а сам становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой точнее и раньше закончат эстафету.
Встречная эстафета с брусками
Дети делятся на команды по 6 - 8 человек в каждой. Участники строятся во встречных колоннах по одному на расстоянии 8 - 10 м одна от другой. Направляющие колонн первой группы получают по 3 деревянных бруска, толщина и ширина которых не менее 10 см, длина - 25 см. Положив 2 бруска (один на линии старта, другой впереди, в шаге от первого), каждый из управляющих становится на бруски обеими ногами, а третий брусок держит в руках. По сигналу игрок, не сходя с брусков, кладет третий брусок перед собой и переносит на него ногу, которая была сзади. Освободившийся брусок он перекладывает вперед и переносит на него ногу. Так игрок передвигается до противоположной колонны. Направляющий противоположной колонны, получив бруски за линией старта, выполняет то же. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами в колоннах.
Эстафета зверей
Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде воспитателя участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.
Ритмическая эстафета с палками
Игра проводится между двумя или несколькими командами, которые выстраиваются в колонны перед линией старта. У первых игроков команд в руках гимнастические палки. По сигналу руководителя игроки бегут с ними к стойке, находящейся в 15 м от линии старта, обегают ее и возвращаются к своим колоннам. Держа палку за один конец, они проносят ее вдоль колонны под ногами играющих, которые, не сходя с места, перепрыгивают через нее. Оказавшись в конце колонны, игрок передает палку партнеру, стоящему перед ним, тот следующему, и так до тех пор, пока палка не дойдет до игрока, возглавляющего колонну. Он бежит с палкой вперед, повторяя задание. Игра заканчивается, когда дистанцию пробегут все игроки.
Прыжки по полоскам
На полу поперек площадки, расположены полоски, шириной 50 см. Играющие по командам становятся на одной стороне площадки. По сигналу первые игроки начинают перепрыгивать с полоски на полоску. Прыжки могут выполняться с ноги на ногу, двумя одновременно и тд - по заданию воспитателя. Выполнившие задание правильно получают балл. Выигрывает команда, получившая большее количество баллов. Повторяется 2-3 раза.
Разгрузи машину
Детям предлагается разгрузить "машины" с "овощами". Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.
Затем другие участники могут "нагружать" машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.
Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.
Эстафета с остановками
Игроки каждой команды по очереди преодолевают дистанцию, в любой момент ведущий может подать сигнал (свистнуть), игроки должны принять положение упор лежа, как при отжимании. При повторном сигнале эстафета продолжается.
Трудная ноша
Участники делятся на команды по два человека. Каждая пара игроков получает по две палочки длинной до 50см и дощечку длинной 70-75см, с укрепленным на ней флажком. Стоя рядом, игроки держат свои палочки повернутыми вперед. На концы палочек кладется дощечка. В таком виде, совместными усилиями, они должны донести свою ношу до условного места и вернутся обратно. Если дощечка упадет, игроки останавливаются, поднимают ее и после этого продолжают свой путь. Кто быстрее справится с заданием, та пара игроков считается победителем.
Прохождение болота
Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта можно вернуться по "мостику", т.е. просто катить обручи по земле. А на линии старта обручи передаются следующей тройке. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть".
Вызов игроков
Играющие делятся на 2 команды и становятся в колонну по одному. Игроки команд рассчитываются по порядку номеров. Руководитель вызывает номер. Например: 1, затем 5 и т. д. Вызванные игроки бегут до установленного места, там обегают стойку (предмет) и возвращаются обратно. Команда, игрок которой вернулся первым, получает очко. Выигрывает команда, которая получит наибольшее количество очков.
Бег в мешках
Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами - 3 шага. Придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Оббежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Донеси листок бумаги
Нужно заготовить 2 листа бумаги (можно из тетради) Игроки делятся на две команды, которые строятся параллельно одна к другой. Первому игроку каждой команды кладут на ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладоне сам по себе - его ни как нельзя придерживать. Первые игроки с каждой команды бегут к флажку. Если листик вдруг упадет на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и продолжить свой путь. Добежав до своей команды, игрок должен быстро переложить листик на правую ладонь следующего в очереди товарища, который сразу бежит вперед. Тем временем первый стает в конец ряда. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до первого. Побеждает та команда, которая быстрее справилась из заданием.
Упертое яйцо
Сформируйте команды по 6 человек в каждой. Разбейте команды на пары. Задача пары: пронести яйцо между своими лбами до указанного маркера и обратно. После этого яйцо передается следующей паре. Участники могут поддерживать яйцо руками только за пределами стартовой черты. Падение яйца означает выход команды из борьбы. Побеждает команда, которая быстрее всех справиться с этим заданием.
Бег на облаках
Для этой игры вам понадобиться по пять представителей от каждой команды. Поставьте участников в ряд и привяжите к правой и левой ноге каждого участника по два надутых шара (4 шарика на человека). По команде первые участники отправляются в путь – их задача добежать до маркера окончания дистанции и вернуться назад, передав эстафету следующему участнику своей команды. Каждый лопнувший шар приносит команде одно штрафное очко.
Прыгунки
Дети делятся на две команды и строятся в колонны один за другим. За сигналом ведущего участники каждой команды исполняют прыжок, отталкиваясь двумя ногами с места. Первый прыгает, второй стает на то место, до которого допрыгнул первый, и прыгает дальше. Когда все игроки прыгнут, ведущий измеряет всю длину прыжков первой и второй команды. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.
Передай мяч
Дети делятся на две команды. Игроки каждой команды строятся один за другим в колонну. Первые участники держат в руках по мячу. За сигналом ведущего первый игрок в каждой команде передает мяч тому, кто сзади, над головой. Последний в команде, получив мяч, бежит к началу колонны, встает первым и передает мяч следующему за ним тоже над головой. И так до тех пор, пока первый не вернется на свое место. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.
Воздушные кенгуру
Разбейте участников на команды и попросите участников встать друг за другом. Выдайте каждой команде воздушный шар. Первый участник зажимает воздушный шар между колен и, как кенгуру, прыгает с ним до маркера окончания дистанции. Вернувшись таким же образом назад, он передаёт шарик следующему игроку и т.д. Победителем становится команда, чьи игроки первыми закончат эстафету.
Пролезь через обручи
Все игроки делятся на две команды и строятся в колонны по одному. На расстоянии 3 и 5 м напротив каждой колонны лежат один за другим два обруча, а на расстоянии 7 м - мяч. За сигналом ведущего первые игроки каждой из команд бегут до первого обруча, останавливаются перед ним, берут его двумя руками, поднимают над головой, одевают обруч на себя, приседают, кладут обруч на пол, бегут ко второму обручу, встают в центр него, берут руками, поднимают над головой и опускают на пол. После этого игроки обегают мяч и возвращаются на свое место. Игру продолжает следующий ребенок. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием первой.
Через скакалки
Играющие делятся на две команды, каждая из которых распределяется по парам. Пары каждой команды становятся колоннами в 3 -4 шагах друг от друга и держат за концы короткие скакалки на расстоянии50 - 60 см от пола. По сигналу руководителя первая пара быстро кладет скакалку на землю и оба игрока бегут (один - налево, другой - направо) в конец своей колонны, а затем последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Добежав до своих мест, оба игрока останавливаются и снова берут свою скакалку за концы. Как только первая скакалка поднята с земли, вторая пара кладет свою скакалку, прыгает через первую скакалку, бежит мимо колонны в ее конец и перепрыгивает через скакалки до своего места. Затем в игру вступает третья пара и т. д. Побеждает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
Баба-Яга
Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.
Картошка в ложке
Надо пробежать определенное расстояние, держа в вытянутой руке ложку с большой картофелиной. Бегут по очереди. Время бега засекают. Если картофелина упала, ее кладут обратно и продолжают бег. Бежать без картофелины нельзя! Побеждает показавший лучшее время. Еще увлекательнее состязание команд.
Попади в корзину
Участники делятся на две команды. На равном расстоянии от них размещены две корзины. Каждой команде выдается по большому мячу. Участники в порядке очереди начинают бросать мяч в корзину. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в корзину.
Велогонки
Велосипед в этой эстафете заменит гимнастическая палка. Палку нужно оседлать сразу двум участникам. Они велосипедисты. Каждому вело-дуэту, удерживая между ногами палку, предстоит доехать до поворотной отметки и обратно. Побеждают самые быстрые.
Перемена мест с гимнатическими палками
Игроки 2 команд строятся друг против друга на расстоянии 2 м. Каждый игрок поддерживает рукой гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью), поставленную вертикально на пол за обозначенной линией. По сигналу игроки каждой пары (участники, стоящие против друг друга, составляют пары) должны поменяться местами. При этом игрок должен подхватить палку свего партнера так, чтобы она не упала (свою палку каждый оставляет на месте). Если у какого - либо игрока палка упадет, его команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, игроки которой наберут меньше штрафных очков.
Эстафета с палками и прыжками
Играющие делятся на 2 - 3 равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в 3 - 4 шагах друг от друга. Они стоят параллельно перед чертой, а в руках игрока, стоящего впереди, гимнастическая палка. По сигналу первые номера до установленной в 12 - 15 м булавы (набивного мяча), обегают ее и, вернувшись к своим колоннам, передают один из концов палки вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, отталкиваясь двумя ногами. Первый игрок остается в конце своей колонны, а другой бежит к стойке, огибает ее и проносит палку под ногами играющих с 3 номером и т. д. Игра заканчивается, когда все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает ее вверх.
Гонка мячей над головами и под ногами
Участники игры строятся в колонны по одному. Расстояние между игроками 1 м. Первым номерам раздаются мячи. По сигналу руководителя первый игрок передает мяч через голову назад. Игрок, получивший мяч, передает его дальше, но между ногами, третий - опять через голову, четвертый - между ногами и т. д. Последний игрок бежит с мячом в начало колонны и подает его через голову назад. Так каждый из игроков передает мяч один раз через голову, а один раз между ногами. Игрок, стоящий в колонне первым, всегда передает мяч через голову. Побеждает команда, первый игрок которой раньше вернется на свое место.
Бег
По сигналу 1-ый участник бежит до поворотного флажка и обратно, добежав до команды, хлопает по руке следующего участника – передает эстафету.
Кружилка
Эта игра – эстафета со скакалкой: до поворотного пункта игроки прыгают через скакалку с ноги на ногу, а при возвращении обратно берут сложенную вдвое скакалку в одну руку и вращают ее под ногами горизонтально.
Шайбу!
Команда состоит из 10 – 12 человек. Команды становятся в колоны по одному. В руках у направляющих хоккейные клюшки и на полу по шайбе. Перед каждой командой стоит по 1 - 2 стойке, а на другой стороне площадки расположены ворота. За сигналом первые игроки бегут с шайбой и начинается игра. Донеси листок бумаги Нужно заготовить 2 листа бумаги. Игроки делятся на две команды. Первому игроку каждой команды кладут на ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладони сам по себе - его ни как нельзя придерживать. Первые игроки с каждой команды бегут к флажку. Если листик вдруг упадет на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и продолжить свой путь. Добежав до своей команды, игрок должен быстро переложить листик на ладонь следующего участника. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Сиамские близнецы
Два участника встают друг к другу спиной и крепко сцепляются руками. Бегут они боком. Спины игроков должны быть плотно прижаты друг к другу.
Прокоти мяч
Команды выстраиваются в колонны по одному. Перед первым игроком каждой команды лежит волейбольный или набивной мяч. Игроки ведут мяч по земле вперед руками. При этом мяч разрешается толкать на расстоянии вытянутой руки. Обогнув поворотный пункт, игроки возвращаются так же к своим командам и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая справится с заданием.
Возьми последним
Играющие двух команд строятся в колонну по одному за общей линией старта. Впереди колонн, на расстоянии 20 метров расставлены в ряд городки, булавы, кубики, мячи и тд. Предметов на 1 меньше общего числа участников обеих команд. По сигналу направляющие в колоннах бегут к предметам и берут по одному с краю (один берет справа, другой - слева), возвращаются назад, обегают свои колонны сзади и дотрагиваются рукой до очередного игрока своей колонны. Тогда тот стартует и выполняет тоже самое. Выигрывает команда, игрок которой возьмет последний предмет.
Бег по кочкам
Играющие делятся на команды, игроки которых строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 - 1,5 м друг от друга, чертят кружки диаметром 30 - 40 см по прямой или извилистой линии. По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, котрый выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
Готовимся к походу
Команда выстраивается в ряд, перед первым участником лежит рюкзак. В 15-20 шагах от обеих команд находится посуда. Каждому игроку необходимо добежать до посуды, взять один предмет, вернуться, положить его в рюкзак и дотронуться рукой до следующего игрока - "сдать" эстафету. Затем бежит следующий участник. Командам дается по три очка за быстроту и за аккуратную укладку рюкзака.

1. Прокатись на мяче

Все участники соревнования выстраиваются на линии старта. Каждая группа из трех игроков получает тугой волейбольный или футбольный мяч. По сигналу один из участников тройки, поддерживаемый под локти двумя другими играющими, встает на мяч и, переступая, катит его. Таким образом вся тройка движется к финишу. В пути участники тройки поочередно, не прекращая движения, сменяют игрока, стоящего на мяче. Группа, которая раньше дойдет до финиша, стано-вится победителем.

2. Три упражнения с мячом

Подбросить мяч верх, опуститься на одно колено и поймать его. Стоя ноги врозь, взять мяч в правую руку, отвести ее за спину и подбросить мяч так, чтобы он перелетел через левое плечо. Поймать мяч спереди левой рукой. Держать мяч правой рукой, вытянутой вперед и повернутой ладонью книзу. Разняв пальцы, выпустить мяч и поймать его левой рукой над самой землей, захватывая сверху.

3. Поскачи с мячом

Зажать между коленями мяч и скакать, соревнуясь с кем-либо и не теряя при этом мяч.

4. Бег с мячом.

Стать друг против друга и зажать между лбами большой мяч. Затем постараться как можно быстрее добежать до цели, не уронив мяч. При этом один бежит вперед, а другой «задом наперед». Мяч можно зажать между плечами, между ушами или спинами.

5. Крокодильчик.

Пять-шесть участников каждой команды выстраиваются друг за другом в ряд. Между каждым участником зажимается мяч, который можно держать только спиной и грудью, но не руками. И в этом случае нужно опять-таки как можно быстрее добежать до цели. Точнее доползти, как Крокодильчик.

Метатель и ловец становятся приблизительно на расстоянии 15-20 метров друг от друга. Затем метатель делает десять бросков мячом. Ловец должен попытаться поймать теннисный или резиновый мяч сачком. Количество удачных попыток подсчитывается.

7. Мяч на ракетке.

Состязаются двое или две группы. Задача: пронести на теннисной ракетке мяч определенное расстояние, не уронив его по дороге. Выигрывает тот или те, кто вы-полнит это условие более быстро и ловко.

8. Мяч на голове.

Соревнующиеся кладут на голову резиновый бублик, сверху футбольный мяч, или с волейбольным мячом на голове необходимо пройти или пробежать определенное расстояние.

9. Мяч через голову.

Команды встают в затылок друг другу. Капитанам вручаются мячи. По сигналу ведущего капитаны передают мяч через голову второму игроку. Второй — третьему и т, д. до последнего. Последний, получив мяч, должен обежать свою команду, встать во главе нее и послать мяч назад, точно направив его между ног членов ко-манды. Третий, приняв мяч, бежит вперед и снова пе-редает мяч через голову. Тут важно не только быстро сменить всех игроков, но и не запутаться в после-довательности.

Не огорчайтесь, если у вас есть мяч, но нет волейбольной сетки. Есть много игр с мячом, которые служат не только своеобразной разминкой для любителей волейбола, но и доставляют много весёлых минут игрокам и изобилуют острыми моментами. Вот несколько таких игр.

Внезапный удар


Количество играющих 10-20 человек. Все стоят по кругу. Мяч перебрасывают друг другу без какой бы то ни было последовательности, но каждый, принимая мяч, стремится отбить его резким и внезапным ударом, направленным к другому участнику. Если тот, кому брошен мяч, не отбил его или задержал в руках, он выходит из игры.
Постепенно круг все сужается. Игра ведется до тех пор, пока останутся двое, дальнейшее соперничество которых уже бесполезно. Их обоих объявляют победителями.
Следите, чтобы соблюдалось следующее правило: мяч должен быть послан так, чтобы он летел не ниже пояса и не выше поднятых рук принимающего.

Мяч в воздухе


Для этой игры выбирают водящего. Его задача - перехватить мяч, стоя в центре круга. Ему достаточно хотя бы коснуться мяча, когда тот находится у кого-либо в руках или в воздухе.
Круг следует сделать пошире, чтобы играющие могли предупреждать уловки водящего. А для этого рекомендуется самим разнообразить приёмы передачи мяча: чередовать броски вверх (через голову водящего) с боковыми более короткими бросками.
Мяч можно и отбивать и ловить, но задерживать в руках нельзя. Задержавший мяч и уронивший его, а также тот, в чьих руках мяч будет осален, сменяет водящего.

Мяч из круга


Если вы хотите научить товарищей этой игре, попросите всех, кто находится в кругу, поставить ноги на ширину плеч и разомкнуться так, чтобы ступни игроков, стоящих рядом, соприкасались. Каждый, слегка наклонившись, упирается ладонями себе в колени.
Одному из товарищей предложите стать водящим. Его задача - постараться выкатить мяч из круга, а играющие должны не допустить этого. Но есть в их положении одна особенность. Им не разрешается сходить с места, отбивать мяч ногой, а только руками, и то в самый последний момент. Итак, быть всё время начеку, зорко следить за каждым движением водящего и вовремя (но не раньше!) снять руки с колен, чтобы задержать стремительно пущенный по земле мяч,- вот что требуется от участников игры.
А водящий хитер: замахнётся в одну сторону, а пошлёт мяч в другую. Кто пропустит мяч или отобьёт его ногой, тот сменяет водящего. Если мяч проскочит между двумя играющими, водит тот, кто пропустил мяч с правой стороны.

Любая из этих трёх игр хороша для зачина, пока играющих в кругу ещё немного. Но вот ваш весёлый шум и смех привлёк и других ребят. Круг становится тесным и сам собой расширяется. Тем лучше! У вас найдётся в запасе не одна игра, требующая большого количества участников.

Гонки мячей


Объявив одного из играющих (стоящих в кругу) правофланговым, вы предлагаете всем рассчитаться на первые и вторые номера. Если количество участников окажется нечётным, пригласите кого-нибудь из зрителей стать в круг. Пусть все первые номера поднимут руки - это первая команда. Все остальные - вторая.
Вы судья, ваше место в середине круга. У вас в руках два волейбольных мяча одинакового размера. Они могут различаться цветом покрышек. Один мяч вы вручаете любому из первых номеров, другой - игроку второй команды, который занимает в кругу диаметрально противоположное место. Можно начинать игру.
- Сейчас мы проведём гонки,- говорите вы,- которые вам вряд ли приходилось наблюдать,- гонки мячей. Как видите, мячи расположены точно один против другого: расстояние между ними и с той и с другой стороны одинаково. Посмотрим, сохранится ли эта дистанция, если мы одновременно пустим мячи по кругу в одну сторону. Конечно, всё будет зависеть от вас, гонщиков. Каждая команда передаёт свой мяч по кругу, перебрасывая его из рук в руки: первые номера - первым, вторые - вторым. Какая команда окажется половчей, у той мяч побежит быстрей и победа обеспечена.
Указав, в какую сторону - вправо или влево - вести мяч, вы взмахиваете рукой или даёте сигнал свистком. Гонки начались. Как только чей-либо мяч в очередном броске обгонит другой, вы останавливаете игру, объявляя, в чью пользу завершился первый этап гонок. Выровняв круг и расположив мячи в исходном положении, повторите игру, изменив направление бросков.
Играть можно столько раз, сколько захотят ребята.

Статуи


Это одна из самых древних игр с мячом. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Хорошо, если у вас окажется большой надувной детский мяч, но можно обойтись и волейбольным.
Играющие начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто не поймал мяч, упустил его, наказывается. При первой ошибке он должен продолжить игру, стоя на одной ноге. Если же ему удалось поймать мяч в таком положении, он становится на обе ноги, но, если не сумел, он уже должен ловить мяч, опустившись на одно колено. При третьей ошибке опуститься на оба колена. Если ему удалось в этой неудобной позе поймать мяч, все штрафы снимаются, он поднимается с колен и продолжает игру. Если же мяч поймать не удалось, неудачник из игры выбывает.
Игру назвали "Статуи", потому что по ходу игры то один, то другой участник оказывается наказанным и стоит, застыв в неудобной позе. Естественно, что товарищи, сочувствуя "статуям", стараются как можно чаще направлять мяч в их сторону, чтобы поскорее выручить.

Дорожка футболиста


Площадка для этих соревнований должна быть ровной. По её длине поставьте пять-шесть флажков с интервалом в шесть-семь шагов. Параллельно им на расстоянии десяти шагов разместите ещё точно такой же ряд флажков. Верёвкой или чертой отметьте на земле линию старта, она же будет и линией финиша. Всех желающих участвовать в игре-эстафете разделите на две равные команды и поставьте их гуськом у линии старта, каждую против своего ряда флажков. Первым номерам в командах дайте по мячу.
Каждому придётся совершить пробежку с мячом, ведя его ногами впереди себя по ломаной зигзагообразной линии между флажками. Легко ли это, играющие убедятся на собственном опыте. При быстром беге мяч нужно стараться не отпускать далеко от себя. Этот навык очень важен для футболиста. Пробежав с мячом туда и обратно, игроки ударом ноги посылают мяч следующим номерам своей команды. Так один за другим все игроки команды пробегают между флажками. Одни это сделают быстрее, другие - медленнее, что и решит исход состязания. Если игроком была допущена ошибка, он возвращается на то место, где это случилось, и оттуда снова ведёт мяч.

На спортивной площадке


Если ребята устали от подвижных игр, можно предложить им передышку, пригласить участвовать в занимательном состязании. Для этого необходимы компас, большой лист бумаги, из которого можно при помощи булавок соорудить большой колпак, такой, чтобы он закрывал половину туловища соревнующихся, и... приз, который вы придумаете сами. Соревнуются пары. Один из двух "путешественников" намечает маршрут, другой выполняет его, но в особых условиях, которые и дали название состязаниям:

Невидимый маршрут


Первый путешественник занимает исходное положение на старте, в руках у него компас.
- Станьте лицом к северу,- командует ведущий. Путешественник устанавливает стрелку компаса так, чтобы темный конец её смотрел точно на север.
- Восемь шагов на север! - командует ведущий. Путешественник идёт в заданном направлении. Затем ведущий предлагает ему повернуться точно на запад и продвинуться в эту сторону, скажем, на десять шагов. И это выполнено. Предположим, что далее ведущий предлагает сделать ещё шесть шагов к югу, потом двенадцать снова на запад, пятнадцать опять к северу и последние семь шагов - на восток. Здесь маршрут заканчивается, и путешественнику предлагают положить на траву приз, который он нёс с собой.
Теперь очередь за путешественником. Вы передаёте ему компас и записку с маршрутом, который только что был пройден его напарником: "Север - восемь шагов, запад - десять, юг - шесть, запад - двенадцать, север - пятнадцать, восток - семь".
Второй путешественник берёт в руки записку и компас, а ведущий говорит:
- Представьте себе, что наступила тёмная ночь и вокруг ничего не видно, кроме светящегося компаса.- Но ведь и этого достаточно, когда имеется точный маршрут. А чтобы второй путешественник и в самом деле ничего, кроме компаса, не видел, ему надевают большой колпак, который закрывает часть туловища вместе с руками. Единственная возможность добраться теперь до приза - это точно соблюдать маршрут. Компас не подведёт, если точно выверять по нему направление.
...Вот он заканчивает свой путь, вымеряя шагами последний отрезок маршрута. Последний шаг.
- Стоп! - командует ведущий. Путешественник останавливается. Если, не приподнимая колпака, он увидит на земле приз, то смело может забирать его, как заслуженную награду. Не увидел приза - унесут обратно на старт, и за него будут состязаться новые путешественники.

У вас есть волейбольная площадка, и ребята любят играть в волейбол. Но попробуйте прикрепить сетку так, чтобы она напоминала сетку для тенниса, то есть опустите её к земле. И тогда можно будет поиграть в:

Теннисбол


У этой игры два имени. Одни её называют теннисбол, другие - футбольный волейбол.
Теннисбол имеет много общего с различными видами спорта. Игра похожа на футбол, потому что она ведётся только ногами. Она похожа на волейбол, потому что её игровая площадка и счёт в игре те же, что и в волейболе. И наконец, она похожа на теннис, потому что игра ведётся через сетку, по форме, заимствованной у тенниса. Обычно команда состоит из шести человек. Численность команды можно уменьшать, но всё же не меньше, чем до двух человек, иначе в игре не получится интересных перепасовок.
Счёт в игре принят, как и в волейболе: игра идёт до 10 или 15. Играя в теннисбол, надо помнить:

1. Бить по мячу руками не разрешается. Принимать и отбивать мяч можно только ногой, плечом, головой. Во время перепасовки разрешается жонглировать мячом, но не больше трёх раз, причём на каждой площадке мяч можно передавать от одного игрока другому тоже не больше трёх раз.

2. Очки, как и в волейболе, насчитываются подающей команде. Если ошибку в игре совершает команда принимающая, команда подающая выигрывает очко. Если же ошибается команда подающая, она теряет право подачи.

3. Если обе команды выиграют по одной партии, разыгрывается третья, решающая.

Ринг-теннис


На этой же площадке можно играть и в "Ринг-теннис". В переводе это теннис с кольцом". В этой игре заменяет упругое резиновое кольцо (подумайте, чем его можно заменить) диаметром 17 сантиметров. "Ринг-теннис" большим успехом пользуется у школьников ГДР. Там по "Ринг-теннису" проводятся соревнования. Игра эта очень проста. Она не требует ни большой площадки, ни дорогих приспособлений. Для тех, кто захочет сделать настоящую площадку для этой игры, сообщаем: площадка для парной игры, то есть 2:2, по длине - 12,2 метра, ширине - 5,4 метра. Высота сетки или ленты, разделяющей площадку,- 1,45 метра. Ширина нейтральной зоны с каждой стороны сетки - 0,91 метра.
Игра начинается с подачи. Один из игроков, стоя на задней линии своей стороны площадки, бросает кольцо через сетку на площадку противника. Противник должен поймать кольцо одной рукой и тут же бросить его обратно. Поймав кольцо, игрок не имеет права передвигаться с ним по площадке, он должен послать кольцо противнику с того места, на котором оно было поймано.

Правила. Ошибкой считается:

1. Если игрок бросит кольцо за пределы площадки противника.
2. Если игрок даст упасть кольцу в пределах своей площадки.
3. Если он поймает кольцо двумя руками.
4. Если перед передачей кольца он переложит его в другую руку.
5. Если будет передвигаться с кольцом в руке по площадке.
6. Если бросит кольцо вниз, под сетку.

После каждой ошибки игра останавливается. Когда ошибку совершает подающий, он теряет право подачи. Когда ошибся принимающий, подающий выигрывает очко.

Ну а теперь вернёмся на площадку для волейбола, вернём на место волейбольную сетку и поучимся ещё одной игре, весьма примечательной. А примечательной потому, что родилась она в трудовой коммуне имени Максима Горького в 1924 году и Название получила "горлёт". Название это возникло не случайно. В то время теннисисты пользовались в игре английской терминологией. Начиная игру, подающий произносил "плей", что означает - играю. А принимающий отвечал "реди", что значит - готов. Горьковцы решили тоже установить сигнальные слова в начале игры и выбрали понятные им. Первый возглас "гор" обозначал сокращенное название колонии, носящей имя Горького. Принимающая команда отвечала своим паролем: "лет", что значило готовность встретить летящий мяч.

Играли и играют в "горлет" и на волейбольной площадке. Но интересней играть на площадке, в два раза больше волейбольной.
Вкапывают возле площадки два столба и на них на высоте 2-2,5 метра натягивают сетку шириной 1 метр. Команда состоит из 8 человек. Если площадка больше, чем волейбольная, в игровую команду вовлекают до 10 и даже 14 игроков.

Для игры используют теннисные мячи, ракетки мастерят из фанеры. Следует точно запомнить правила игры:

1. При подаче никто из игроков не имеет права подправлять полёт мяча ударом ракетки, головой или рукой. Первый мяч противникам подаёт очередной подающий.
2. Порядок пасовки тот же, что и в волейболе, только пасуют не руками, а ракеткой. Можно ударить ракеткой по мячу с лёта или после одного отскока мяча от земли.
3. Если мяч коснётся земли дважды, он считается проигранным.
4. Очки набирает только подающая команда. Неудачная подача - команда теряет право хода. Игра переходит к соперникам.
5. Порядок игры такой: команда выделяет из своей среды подающего. Став обеими ногами на заднюю линию площадки, подающий подбрасывает рукой мяч и затем ракеткой посылает его на сторону противника. Задача другой команды - ударами ракеток переправить мяч обратно.
6. На каждой стороне площадки разрешается перепасовывать мяч ракеткой не более трёх ударов. Головой и плечом - неограниченное число ударов. Нельзя только ударять ногой и рукой, свободной от ракетки.
7. Игрок не имеет права делать два удара подряд, даже при перепасовке без ракетки.
8. Подающая команда для выигрыша должна набрать 5 очков. Если же обе команды набирают по 4 очка, надо для победы обогнать противника на 2 очка.
9. Обычно игра состоит из пяти партий. Тот, кто выиграл три из пяти, считается победителем.

Пасбол


В таких играх, как баскетбол, гандбол, регби, надо уметь перебросить друг другу мяч руками. Потренируйтесь парами, перебрасывая мяч друг другу. При этом каждый имеет право делать не больше трёх шагов, подбрасывая мяч вверх и не ударяя об землю. Задерживать мяч в руках не разрешается. Выигрывает команда, которая быстрее доберётся до финиша и вернётся обратно, соблюдая условия игры.

Пасволан


Пасовать можно не только мячом, но и воланом. Между двумя столбами натяните ленту или бечёвку длиной 2-3 метра. Ударяя ракетками для бадминтона по волану, надо пройти вдоль бечёвки вперёд и назад так, чтобы сделать пять ударов, двигаясь вперёд, и пять ударов, двигаясь назад. При этом волан не должен падать на землю.

Невесомбол


В этой игре принимают участие четверо - двое на двое. Вместо ворот ставится кольцо на стойке, одно синее, другое красное. Задача каждой пары - щелчком перепасовать воздушный шарик так, чтобы он влетел в кольцо соперников. Если шарик упадёт на землю, право первого удара по нему получает соперник. Играют два тайма по три минуты. Побеждает пара, набравшая большее число очков.

Боулинг


На расстоянии 3 м в один ряд стоят 10 кеглей. Каждый участник команды (начиная с детей 9 лет) баскетбольным мячом старается сбить кегли. Побеждает команда, которая собьет все кегли, затратив наименьшее число бросков.

Волейбол сидя


Сетка натянута, как в большом теннисе (до касания пола). В каждой команде по 6 игроков. Игра идёт до 5 очков, проводится по правилам волейбола, но количество передач не ограничено. Мяч подаётся с середины площадки ногой, отбивается ногами или головой (футволей). Соревнования проводятся по круговой системе.

Баскетбольная эстафета


Участвуют все члены команды. По стартовому свистку каждый выполняет ведение до кольца и бросок любым способом до обязательного попадания, возвращается и передает мяч следующему. Участники всех стартующих команд выполняют броски в одно кольцо. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Комбинированная эстафета


Дети 9-10 лет бегут до разметки и возвращаются в обручи; дети 11-13 лет переносят по 3 баскетбольных мяча, дети 14 лет - перекатывают набивной мяч ногой; вожатый прыгает через скакалку; девушка 15 лет прыгает через обруч, парень 16 лет и вожатый пролезают под барьерами.
Остается добавить, что конкурсные испытания лучше проводить с небольшими перерывами для показательных выступлений: тогда у ребят будет не только ощущение соревнования, но и праздника.

Ныряющий мяч


Команды выстраиваются колоннами и начинают одновременно передавать волейбольный мяч назад. Первый номер делает это прогнувшись назад (передавая мяч над головой), а следующий передает мяч стоящему сзади уже под ногами (наклонившись вперёд). Таким образом, мяч, "ныряя" вверх и вниз, приходит наконец в руки к последнему игроку колонны. Он бежит с ним вперёд и, встав впереди колонны, снова передает мяч назад. Заканчивает гонку мяча тот, кто её начинал. Этот игрок возвращается в начало колонны и поднимает мяч вверх.

мячами эстафета мячу эстафета мячу мячу мячом мячом мячом эстафету эстафету эстафету мяч мяч мяч мяча мяча

Прокатись на мяче

Все участники соревнования выстраиваются на линии старта. Каждая группа из трех игроков получает тугой волейбольный или футбольный мяч. По сигналу один из участников тройки, поддерживаемый под локти двумя другими играющими, встает на мяч и, переступая, катит его. Таким образом вся тройка движется к финишу. В пути участники тройки поочередно, не прекращая движения, сменяют игрока, стоящего на мяче. Группа, которая раньше дойдет до финиша, стано-вится победителем.

Три упражнения с мячом

Подбросить мяч верх, опуститься на одно колено и поймать его. Стоя ноги врозь, взять мяч в правую руку, отвести ее за спину и подбросить мяч так, чтобы он перелетел через левое плечо. Поймать мяч спереди левой рукой. Держать мяч правой рукой, вытянутой вперед и повернутой ладонью книзу. Разняв пальцы, выпустить мяч и поймать его левой рукой над самой землей, захватывая сверху.

Поскачи с мячом

Зажать между коленями мяч и скакать, соревнуясь с кем-либо и не теряя при этом мяч.

Бег с мячом

Стать друг против друга и зажать между лбами большой мяч. Затем постараться как можно быстрее добежать до цели, не уронив мяч. При этом один бежит вперед, а другой "задом наперед". Мяч можно зажать между плечами, между ушами или спинами.

Крокодильчик

Пять-шесть участников каждой команды выстраи-ваются друг за другом в ряд. Между каждым участником зажимается мяч, который можно держать только спиной и грудью, но не руками. И в этом случае нужно опять-таки как можно быстрее добежать до цели. Точнее доползти, как Крокодильчик.

Поймай сачком

Метатель и ловец становятся приблизительно на расстоянии 15-20 метров друг от друга. Затем метатель делает десять бросков мячом. Ловец должен попытаться поймать теннисный или резиновый мяч сачком. Количество удачных попыток подсчитывается.

Мяч на ракетке

Состязаются двое или две группы. Задача: пронести на теннисной ракетке мяч определенное расстояние, не уронив его по дороге. Выигрывает тот или те, кто вы-полнит это условие более быстро и ловко.

Мяч на голове

Соревнующиеся кладут на голову резиновый бублик, сверху футбольный мяч, или с волейбольным мячом на голове необходимо пройти или пробежать определенное расстояние.

Мяч через голову

Команды встают в затылок друг другу. Капитанам вручаются мячи. По сигналу ведущего капитаны передают мяч через голову второму игроку. Второй - третьему и т, д. до последнего. Последний, получив мяч, должен обежать свою команду, встать во главе нее и послать мяч назад, точно направив его между ног членов ко-манды. Третий, приняв мяч, бежит вперед и снова пе-редает мяч через голову. Тут важно не только быстро сменить всех игроков, но и не запутаться в после-довательности.

Удержи мячик

У каждого участника игры - палочка длиной 40-50 сантиметров. У одного она в левой руке, а у другого - в правой. Каждой паре дается мячик. Трудность в том, чтобы, удерживая мячик палочками, пробежать дистанцию 10-15 метров и, не останавливаясь на финише, вернуть-ся на линию старта. Кто сумеет это сделать быстрее, тот победил. Если мячик упал, его надоподнять и продолжать бег. Естественно, что каждое падение мяча отражается на скорости бега.

Салки в квадрате

В квадрате со стороной 14 м игроки расходятся в произвольном порядке, двое из них, находящиеся в центре площадки, берутся за руки. Эти двое преследуют остальных, стремясь либо осалить их, либо вытеснить за границы квадрата. В любом случае осаленный или оказавшийся за пределами площадки примыкает к паре преследователей, которая таким образом постепенно превращается в цепочку. Преследование продолжается до тех пор, пока не останется один играющий. Если цепочка по ходу упражнения рвется, то все остальные могут разбежаться, а первые двое снова начинают преследовать остальных. Инвентарь. Четыре стойки. Рекомендация. Пары в цепочках меняются, а время каждой хронометрируется, чтобы установить, какой паре сколько потребуется времени для выполнения задачи.

Карусель

От четырех до шести игроков берутся за руки, образуя круг диаметром 5–9 м, в котором выделяется особой одеждой один из игроков. Еще один становится «преследователем» и располагается в нескольких метрах поодаль. Тренер дает сигнал игроку, оставшемуся снаружи, и тот стремится осалить выделенного партнера в круге. Все остальные, не размыкая рук, движутся по кругу, стремясь не допустить, чтобы водящий осалил их партнера. По мере выполнения упражнения игроки меняются ролями, чтобы каждый попробовал себя и в той и в другой роли. Инвентарь. На площадке размечается круг. Одна жилетка. Рекомендация. Можно привлекать в круг побольше игроков, чтобы водящий добавлял скорости в погоне. Можно засечь время каждого игрока, чтобы по окончании упражнения сравнить показатели.

Добеги до линии!

На площадке размечается квадрат со стороной 11–15 м. Вся группа выстраивается на одной стороне в шеренгу лицом к тренеру. Игроки надевают контрастные жилеты и образуют 2–3 команды. По сигналу тренера играющие делают рывок, стремясь достигнуть определенной линии. Игрок, достигший линии последним, приносит штрафное очко своей команде. В конце упражнения очки суммируются. Инвентарь. Четыре стойки и 1–3 комплекта разноцветных жилетов. Рекомендация. Упражнение можно усложнить, изменяя уже по ходу бега направление, в котором должны двигаться игроки, тем самым развивая реакцию.

Салки с мячами

В центральном круге находится группа из 10–16 человек, каждый из которых, владея мячом, выполняет индивидуальный дриблинг, применяя при этом разнообразные движения. После некоторого времени ребятам дается задание осалить любого из партнеров на ходу, не теряя мяча. За каждое касание начисляется очко. А игроки должны, соответственно, избегать осаливания, стремясь уйти на безопасное расстояние. Инвентарь. По мячу на каждого игрока. Рекомендация. Побеждает игрок, получивший меньше всех касаний в рамках фиксированного времени.

Попробуй отними!

Участвует группа игроков из 12–20 человек, каждый из которых водит мяч в центральном круге или похожем участке. В момент, когда один из игроков чуть отпускает от себя мяч, другой пытается украсть у него мяч и выбить его из круга. Потерявший мяч возвращает его в круг и продолжает работу, а «укравший» получает очко. В конце упражнения игроки сами суммируют свои очки, и набравший наибольшее их количество объявляется победителем. Инвентарь. У каждого игрока по мячу. Рекомендация. Игрок может получить очко и за то, что, сам ведя мяч, вынудит другого выйти за границу зоны с его мячом, например сближаясь с ним.

Тоннель

Команды выстраиваются колоннами лицом к стойке на расстоянии 9–14 м. У переднего в ногах мяч, с которым он бежит на скорости вокруг стойки. Возвращается в свою колонну, где его партнеры стоят, широко расставив ноги и образуя своеобразный тоннель. Игрок делает передачу сквозь этот «тоннель», последний из играющих останавливает мяч, бежит к стойке, огибая ее. Число повторений для каждой команды устанавливает тренер. Инвентарь. Одна стойка и один мяч на команду. Рекомендация. Тренер может предложить ребятам во время бега с мячом разнообразные движения (прыжки на одной ноге попеременно; со сменой ног скачками сделать полный круг вокруг стойки, прежде чем вернуться в свою команду, и т.д.).

Футбольная цепочка

Игра с постепенным снижением нагрузки, восстановление Группа игроков, взявшись за низ жилетки или футболки впереди стоящего партнера, образует цепочку. В ногах у первого в цепочке – мяч. Он начинает вести его произвольно по периметру размеченного заранее квадрата со стороной 10 м между стойками. Вся цепь движется за ним. Когда они достигают стартовой точки, первый уходит в хвост и упражнение продолжается. Цепь не должна рваться – в противном случае они должны будут начать все сначала. Инвентарь. Четыре стойки, комплект цветных жилеток, один мяч. Рекомендация. Вместо мяча можно использовать медицинбол или предложить игрокам двигаться по периметру квадрата в обоих направлениях.

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №12 VIII вида»

Конспект

открытого урока

по физической культуре в 6 классе

«Игры и эстафеты с мячами».

Учитель Ф/К

Ю.М.Хохленкова

Октябрь 2015г.

«Игры и эстафеты с мячами»

Раздел урока: «Спортивные и подвижные игры».

Тема: «Игры и эстафеты с мячами»

Тип урока - Образовательно-тренировочной направленности

Цель: Совершенствовать двигательные качества – быстроту движения, выносливость посредством игровой подготовки

Развивать умение приема и передачи мяча.

Воспитывать морально-волевые качества – смелость, честность, коллективизм, ответственность.

Коррегировать осанку, ловкость движений.

Место проведения: Спортивный зал.

Время урока: 40 минут.

Инвентарь и оборудование: Мячи волейбольные, баскетбольные, теннисные,

фишки, обручи.

Ход занятия

I .Вводная часть:

Построение, приветствие, сообщение темы. Какие предметы спортивного инвентаря вы видите? Назовите спортивные игры, в которых используется данный инвентарь?

Как вы считаете, ребята, какие физические качества развиты у игроков, которые играют в эти игры?

Сегодня мы используем все эти мячи на уроке. Это поможет на уроке стать сильными, ловкими, быстрыми.

Как вы считаете для чего мы делаем разминку?

Ходьба: на носках, на пятках(по свистку смена положения).Правый бок приставной шаг, левый бок. Бег с изменением скорости движения по звуковому сигналу (свисток, хлопок в ладоши) учителя.

ОРУ

И.п. – ноги на ширине плеч, наклоны

головы 1- вперед, 2- вправо, 3 – влево,4- назад

И.п. – ноги на ширине плеч, руки

перед грудью, рывковые движения перед грудью, развести руки в стороны

И.п. – основная стойка, правая рука

вверху, левая внизу, рывковые дви-

жения назад,

И.п. – основная стойка, 1 – поднять

плечи, 2 – опустить плечи,

И.п. – ноги на ширине плеч, разно-

именные махи руками,

И.п. – ноги на ширине плеч, одновре-

менные махи руками,

И.п. – основная стойка, руки на поя-

се, наклоны туловища, вперед, на зад, вправо,влево.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на

поясе, повороты туловища на 2 сче-

та,

И.п. – ноги на ширине плеч, наклон

туловища вперед на 1 – к правой

ноге, 2 – к середине, 3 – к левой,

И.п. – ноги вместе. Наклон вперед.

« растяжка»,

И.п.- ноги вместе, приседания,

И.п. – присед на правой ноге, пере-

каты,

И.п. – в упоре присев на правой ноге

Левая сзади. Смена ног.

И.п. – основная стойка, 1 – мах пра-

вой ногой с хлопком под коленом,

2 - мах левой с хлопком под коле-

ном,

И.п. – основная стойка, 1–ноги врозь,

руки вверх – хлопок над головой,

2- и.п. Прыжки «Звездочка»,

зад, вправо,влево,

Упражнение на дыхание.

II .Основная часть:

    Отработка ловли и передачи мяча в парах в движении

Сейчас мы с вами отработаем ловлю и передачу мяча в парах в движении.

Но счала мы вспомним какие виды передачи мяча вы знаете?(от груди, ударом об пол, из за головы).

Показ учителем в паре с подготовленным учеником.

ТБ

- Баскетбольный мяч тяжёлый, жёсткий, поэтому нужно аккуратно выполнять действия с ним, чтобы он не попал вам в лицо, или не ударил больно.

- Игроки должны быть в спортивной форме и обуви, чтобы движения были свободными.

- Перед игрой волосы собрать в косички, снять украшения: серьги, кольца, заколки; ногти должны быть коротко острижены, чтобы избежать травм.

- Во время игры необходимо строго соблюдать правила, выполнять требования преподавателя

2.Практическая отработка (поточный метод)

А) Первая пара начинает движение приставными шагами от линии старта к линии финиша лицом друг к другу, они передают мяч друг другу от груди, добегая до линии,. Также передвигаются обратно и передают мяч следующей паре.

Б) Первая пара начинает движение приставными шагами от линии старта к линии финиша лицом друг к другу, они передают мяч друг другу ударом об пол, добегая до линии,. Также передвигаются обратно и передают мяч следующей паре.

3. Эстафеты

Учащиеся делятся на 2 команды.

1)Бег с мячом в руках вокруг обруча, возвращаются обратно передают мяч в руки игрока своей команды.

2)Бег с предметом(мяч)в руках до отметки, обмен на другой предмет(кеглю), возвращаются обратно передают предмет в руки игрока своей команды.

3) Капитаны команд занимают место в кругу лицом к команде, по сигналу передают мяч от груди игроку своей команды, игрок принимает мяч и отдает пас обратно способом от груди, и занимает место последнего участника.

4) Капитаны команд занимают место в кругу лицом к команде, по сигналу передают мяч отскоком об пол игроку своей команды, игрок принимает мяч и отдает пас обратно отскоком об пол, и занимает место последнего участника.

5)Набивание теннисного мяча ракеткой в движение огибая обруч и обратно.

6)Ведение гимнастической палкой теннисного мяча до отметки и обратно.

7)Передача мяча над головой. Участники поднимают руки вверх, капитан передает мяч над головой назад, последний принимает мяч и становиться на место первого игрока и так пока капитан не займет свое место.

8)Передача мяча между ног. Участники занимают положение ноги шири плечи руки опущены вниз, капитан передает мяч между ног назад, последний принимает мяч и становиться на место первого игрока и так пока капитан не займет свое место.

8)Ведение мяча ногой до отметки и обратно.

9)Ведение ногой мяча огибая препятствия и обратно.

12) Передача теннисного мяча. Игрок быстрым бегом огибает препятствие и передает на вытянутую руку теннисный мяч следующему участнику.

4.Подвижные игры

А)Игра «Пятнашка»

Дети выбирают одного ученика, и дают ему прозвище «пятнашки». В руках у него теннисный мяч. Роль его состоит в том, что он внимательно следил за бегущими по разным направлениям детьми и старался, во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т.е. коснуться рукой и передать теннисный мяч, после «Пятнашка» меняется, поднимает вверх руку с мячом, кричит, я «Пятнашка». Игра продолжается.

Б)Игра «Охотники и утки»

III Итог урока

Какие физические качества мы свами развивали на уроке? А какие ваши личные качества проявлялись при выполнении эстафеты? (дисциплинированность, внимательность к друг другу, упорство (сила воли) в достижении поставленной цели). Какой спортивный инвентарь мы использовали? Какие способы передачи мяча мы использовали? С какой новой игрой вы познакомились?

А сейчас, выберите, какое физическое качество в большей степени развивается в той или иной игре.

На плакате: «выносливость» - Футбол. Кладем футбольный мяч к данному плакату.

«Быстрота» - Баскетбол. Кладем баскетбольный мяч к данному плакату.

«Ловкость» - Волейбол. Кладем волейбольный мяч к данному плакату.

Если кому нравится баскетбол, футбол, волейбол и кто, хотел бы дальше продолжать заниматься и развиваться, встаньте к тому плакату, у которого лежит мяч этой игры.

А кто-то не определился с спортивной игрой,останьтесь на месте.

Выставление оценок.