С 80 подводная лодка на марках. Дневник среднестатистической женщины. Чисто российская «благодарность»

27 января 1961 года в 00 часов 27 минут прервалась радиосвязь с дизельной подлодкой С-80 Северного флота СССР . Лодка затонула во время шторма

"...не вышла на связь ракетная дизельная лодка С-80. Последний раз она дала о себе знать в 23.00 26 января . Командир капитан 3-го ранга А. Ситарчик доложил, что все задачи боевой подготовки отработаны, и просил "добро" на возвращение в базу. "Добро" дали. Но в 00 часов 47 минут 27 января радиосвязь прервалась"

"Подлодку нашли 23 июля 1968 года. С-80 лежала на твердом грунте на ровном киле, накренившись на правый борт.

Первые обследования с помощью спускаемой водолазной камеры показали: оба аварийно-спасательных буя - носовой и кормовой - отданы. Значит, подводники были живы по меньшей мере в обоих кормовых отсеках. Верхний рубочный люк задраен. Никаких видимых повреждений ни легкий корпус, ни прочный не имели. Особое внимание обратили на рули: все горизонтальные застыли в положении "на всплытие", вертикальный же был переложен "лево на борт". Именно по этим последним "телодвижениям" корабля была составлена потом версия гибели".

"Рассказывает вице-адмирал запаса Ростислав Филонович:

Мне пришлось первому войти в отсеки С-80. На это право претендовали и особисты, и политработники, но решили, что сначала субмарину должен осмотреть кораблестроитель. Я вошел в лодку с кормы - через аварийный люк седьмого отсека. Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, который выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо - и это спустя семь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря...

То, что открылось глазам Филоновича, даже в протокольном изложении ужасно. Хлынувшая в средние отсеки вода прорвала сферические переборки из стали толщиной в палец, словно бумагу. Лохмы металла завивались в сторону носа - гидроудар шел из пятого дизельного отсека. Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки и выгородки, калечила людей... В одном из стальных завитков прорванной переборки Филонович заметил кусок тела. Почти у всех, кого извлекли из четвертого и третьего отсеков, были размозжены головы.

Участь тех, кого толстая сталь прикрыла от мгновенной смерти , тоже была незавидной: они погибли от удушья. Кислородные баллончики всех дыхательных аппаратов (ИДА) были пусты. Но прежде чем включиться в "идашки", моряки стравили из парогазовых торпед сжатый воздух в носовой отсек.

Не все смогли выдержать пытку медленным удушьем. В аккумуляторной яме второго отсека нашли мичмана, который замкнул руками шину с многоамперным током. Еще один матрос затянул петлю на шее, лежа в койке. Так и пролежал в петле семь лет...

Остальные держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка обнаружили старпома капитана 3-го ранга В. Осиповича и командира ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенанта В. Черничко. Первый нес командирскую вахту, второй стоял на перископе как вахтенный офицер...

Тела командира С-80 и его дублера капитана 3-го ранга В. Николаева нашли в жилом офицерском отсеке. По-видимому, оба спустились в кают-компанию на ночной завтрак. Катастрофа разыгралась столь стремительно, что они едва успели выскочить в средний проход отсека...

Рассказывает бывший главный инженер ЭОН, ныне контр-адмирал Юрий Сенатский:

В бухту Завалишина, где стояла на понтонах С-80, подогнали СДК (средний десантный корабль). В десантном трюме поставили столы паталогоанатомов. Врачи оттирали замасленные лица погибших спиртом и не верили своим глазам: щеки мертвецов розовели! В их жилах еще не успела свернуться кровь . Она была алой. Врачи уверяли, что на запасе отсечного воздуха подводники могли вполне протянуть неделю. Неделю ждать помощь и уходить из жизни в бреду удушья...

Они пели "Варяга"! - уверял меня капитан медслужбы В.Коваль. Мы пили спирт вместе с остальными участниками "дезинфекции" С-80, и капитан готов был вцепиться в любого, кто усомнился бы в его словах. - Понимаешь, в кают-компании был накрыт стол... Они прощались. Они пели..."

"С-80 относилась к классу средних дизельных торпедных подлодок. Но в отличие от других (лодок 613-го проекта было построено свыше двухсот) она могла нести и две крылатые ракеты, расположенные в герметичных контейнерах за рубкой. По сути дела, была испытательной платформой для нового морского оружия.

Была и еще одна техническая особенность, возможно, сыгравшая роковую роль.

Шахта РДП (труба для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины -Н.Ч.) на С-80 была шире, чем на других "эсках", - говорит моряк-подводник старший мичман В.Казанов. - В тот день море штормило и был хороший морозец. Волна, как видно, захлестывала шахту, и на верхней крышке намерз лед. Лодка пошла на глубину, а крышка не закрылась... Вона рванула в пятый отсек, где два моряка пытались уберечь корабль от катастрофы. Мы их там и нашли...

А вот выводы Сергея Минченко (капиан 1-го ранга, командир экспедиции особого назначения по подъему С-80 - В.К.):

Положение вертикального руля С-80 - 20 градусов на левый борт - говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном...

Последнюю точку над "i" в моем расследовании трагедии С-80 поставил ее бывший старпом, переведенный за несколько лет до гибели субмарины на другой корабль, а ныне вице-адмирал Евгений Чернов:

Лодки не должны тонуть, как вы понимаете, при срочном погружении из-под РДП даже при обмерзании поплавкового клапана. В любом случае подача воздуха к дизелям из атмосферы перекрывается мощной захлопкой. как только С-80 стала уходить на глубину, матрос-моторист бросился перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Он отжимал рычаг захлопки вправо, а надо было - влево. Парень жал с такой силой, что согнул шток. Он был уверен, что перекрывает, на самом же деле открывал по максимуму. В чем дело? В пустяке. Матрос этот был прикомандирован с другой лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо. Матрос не знал этой особенности. Выходит, виноват в гибели С-80 тот, кто не успел или забыл предупредить его об этом. Кто? Командир отделения? Старшина команды? Командир группы? Инженер-механик? Кому легче от того, что вина за катастрофу распределилась по этой цепочке? Тем более, что подобных "чужаков" на лодке было семь человек, не считая офицеров-дублеров.

Порочная практика прикомандирования специалистов с других кораблей за несколько часов до выхода субмарины в море, увы, существует и поныне, несмотря на инструкции". Николай Черкашин. С-80 на связь не вышла.- Совершенно секретно, 1997, №6 (97), с.23. Погибли 68 человек. Комсомольская правда, 1999, N62 (22041),

В январе 1961 года, вечером, ко мне зашел мой товарищ, старший лейтенант Анатолий Евдокимов, Мы вместе учились в Ленинграде, познакомились еще курсантами на танцах. Своих будущих жен нашли в педагогическом институте им. Герцена и, оказавшись оба в северном городе, дружили уже семьями.

Сели ужинать. Выпить Толя отказался, ему в пять утра предстоял выход в море. Штурман с соседней лодки “С-80” приболел и на замену отправили Толю. Выход намечался коротким, но товарищ беспокоился:

— Позванивайте в Питер, Галя там должна вот-вот родить...

— Хорошо, не волнуйся, все сделаем... — обещал я. У Толи родился сын — здоровенький, рыженький, но... папу малыш так никогда и не увидел... 27 января 1961 года подводная лодка под командованием капитана 3 ранга А. Ситарчика, со всем экипажем — а на борту находилось 68 человек — исчезла в Баренцевом море. Упорные многочисленные поиски не принесли результата.

Была назначена государственная комиссия по расследованию обстоятельств и причин гибели “С-80”. Председателем госкомиссии стал Маршал Советского Союза К. Рокоссовский, в то время главный инспектор Министерства обороны СССР. Но установить причину исчезновения субмарины комиссия не смогла.

Первая весть о С-80 поступила 3 февраля. Рыбаки одного из траулеров, промышлявших в Баренцевом море, выловили тралом сигнальный буй с лодки. Но трал тащили много миль, где этот буй попал в сети?

Снова был прочесан весь предполагаемый район, но тщетно.

Лишь спустя несколько лет эту загадку удалось разгадать.

Помог случай. Рыбаки неоднократно доносили, что они теряют сети, цепляясь в одном и том же районе промысла за какой-то подводный объект. Гидроакустическая проверка подтвердила:
действительно, на глубине 196 метров находится металлический объект, похожий на корабль.
Аварийно-спасательная служба Северного флота быстро убедилась, что этот “объект” является подводной лодкой.

Летом 1969 года в указанном месте спустился в глубоководном аппарате первый заместитель командующего Северным флотом, Герой Советского Союза, вице-адмирал А.И. Петелин. В лучах подводного прожектора он увидел корабль, на рубке которого свисали оборванные рыбацкие сети. Александр Иванович был опытный подводник и дизельный флот знал досконально. У Петелина сомнений не возникло: это “С-80”...

Приступили к разработке проекта по подъему подводной лодки с глубины 200 метров. В мировой практике такого еще не было. Позже за сам этот проект и созданное для подъема оборудование группу ученых и моряков-спасателей правительство удостоит Государственной премии. Руководил работами начальник АСС ВМФ, контр-адмирал Н.П. Чикер. Главным инженером экспедиции назначили капитана I ранга инженера Ю.Н. Сенатского, а возглавил экспедицию капитан I ранга С. Минченко. Это были опытные моряки-спасатели. А имя контр-адмирала Чикера было известно всему миру. Еще начинающим инженером он разработал операцию по подъему крейсера “Олег”, затопленного англичанами в 1919 году. Затем последовали подъемы линкора “Новороссийск” в Севастополе, спасение малютки “М-351” и ее экипажа на Черноморском флоте и многие другие операции.

24 июля 1969 года с борта спасательного судна “Карпаты” затонувшую субмарину взяли в объятия клещи специально изготовленного захватного устройства. Подводой “С-80” перенесли на более мелкое и спокойное место, а затем уже с помощью заведенных водолазами понтонов подняли на поверхность. Первая, главная часть операции, была успешно выполнена.

Теперь предстояло установить причину гибели подводной лодки. Председателем вновь назначенной государственной комиссии стал известный со времен Великой Отечественной войны подводник Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Иванович Щедрин. Мне посчастливилось встретиться с Щедриным в семидесятые годы. Он тогда был главным редактором журнала “Морской сборник”, и как-то зимой выступал в подмосковном санатории ВМФ перед отдыхавшими там морякми. В перерыве я подошел к Григорию Ивановичу, сказал, что служу на флотилии подводных лодок Северного флота и что мой друг, старший лейтенант А.Г. Евдокимов, погиб на “С-80”. Разговору нас затянулся... Вот что рассказал Щедрин.

... Катастрофа произошла в 1.20 пополуночи 27 января 1961 года. В это время лодка находилась в полигоне боевой подготовки в Баренцевом море, на траверзе Териберки. Погода стояла морозная, несколько штормило.

Из всех версий следователи остановились, казалось на самой невероятной — встреча с кораблем шпионом. С-80 шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов. Чтобы избежать столкновения советская подводная лодка совершила резкий маневр вниз и вправо, что привело к захлестыванию морской воды через шахту РДП (работа двигателем под перископом). (Через нее дизельный двигатель «дышит» на перископной глубине в среднем 24 метра). Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек, матрос машинист ошибочно вместо закрытия воздушного клапана РДП, повернул расположенный рядом маховик астронавигационного перископа «Лира», в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму. Попытка подводников вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды. В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, дизельная подводная лодка провалилась на глубину кормой вниз. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены взрывом, личный состав подводников, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в аппаратах ИДА-51 остановила глубина. Так погибли 68 членов экипажа советской подводной лодки С-80.

Как показали расчеты, экипаж задержался с продуванием главного балласта на 30 секунд, и эта задержка стоила жизни всему экипажу.

До сих пор неизвестно, почему С-80 срочно пошла на погружение. В вахтенном журнале отметки нет.
Ее просто не успели сделать. Вполне возможно, что она уходила от столкновения.

— Я, как старый подводник, — говорил мне Григорий Иванович, — вижу в этой катастрофе прежде всего такой урок. Профессия у нас сложная и без героических действий не обойтись. Но в первую очередь подводнику требуется что? Умение... На лодке каждый друг за друга, эту простую истину и надо воспитывать у моряков. Во время Великой Отечественной в каких только ситуациях не бывали подводники! Сверху сыплются глубинные бомбы, в отсеке нечем дышать а всплывать нельзя, потому что наверху противник. Человек слаб, мог бы кто-то и смалодушничать. Но спасала любовь к Родине, ее предать было хуже смерти... Отметили мы также в акте, что промышленность и конструкторы должны быть более пунктуальны в выполнении спецификации, а военная приемка — более требовательна. Потому что за каждую недоработку тоже расплачивается личный состав.

Доклад о причине гибели “С-80” заслушали в ЦК КПСС. А по результатам работы комиссии по флотам провели технические конференции на всех уровнях, от матроса до адмирала. Саму лодку было решено подорвать, благо, на ее борту не было ядерных зарядов.

Подводные лодки проекта 613 (по классификации НАТО WHISKEY) строились на судостроительных заводах СССР в Ленинграде, Николаеве, Сормове, Комсомольске на Амуре. Всего в течение 1950—1966 годов было построено 215 единиц. Головную “С-61” заложили в Николаеве в апреле 1950 года.
Многие субмарины этого проекта позже были переоборудованы и модернизированы для отработки новых видов оружия, вооружения. Например, “С-148” переоборудовали в 1958-м под научно-исследовательское подводное судно “Северянка”. С 1959 года еще шесть единиц серии, в том числе и “С-80” превратили в ракетоносцы проекта 644. Впоследствии документацию проекта 613 передали Китаю.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение -1350 тонн
Длина — 76 метров
Два дизеля 37Д — 4000 л.с
Автономность — 30 суток
Скорость — 13 узлов
Экипаж — 52 человека
Непрерывное пребывание под водой — 200 часов.

Из всех версий следователи остановились, казалось на самой невероятной — встреча с кораблем шпионом. С-80 шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов. Чтобы избежать столкновения советская подводная лодка совершила резкий маневр вниз и вправо, что привело к захлестыванию морской воды через шахту РДП (работа двигателем под перископом). (Через нее дизельный двигатель «дышит» на перископной глубине в среднем 24 метра).

Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек, матрос машинист ошибочно вместо закрытия воздушного клапана РДП, повернул расположенный рядом маховик астронавигационного перископа «Лира», в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму.

Попытка подводников вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды. В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями.

После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, дизельная подводная лодка провалилась на глубину кормой вниз. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены взрывом, личный состав подводников, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в аппаратах ИДА-51 остановила глубина. Так погибли 68 членов экипажа советской подводной лодки С-80.

По неофициальным данным за всю историю подводных лодок было построено около 3600 единиц, из них около 2600 затонуло и погибло в результате боевых действий или техногенных катастроф. Подводный флот стал заложником неизвестной войны, которую политики называли «холодной». Каждый год 7 апреля в день гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» возле Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге собираются ветераны подводного флота.
Это неофициальный день памяти всех погибших подводников.

США и Россия уже почти 40 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки "Скорпион" боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой, утверждает автор опубликованной в США новой книги-расследования "Scorpion Down" военный журналист Эд Оффли.

"22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими подводными силами", — заявил Оффли в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе.

Секретные договоренности между США и Россией о неразглашении настоящих причин гибели АПЛ "Скорпион" "существовали и продолжают существовать", утверждает автор книги, который работал над своим расследованием на протяжении 25 лет.

По официальным данным, АПЛ "Скорпион", имевшая на борту две торпеды с ядерными боеголовками Mark-45, погибла со всем экипажем в составе 99 человек при до сих пор невыясненных обстоятельствах в мае 1968 года в районе Азорских островов в Атлантическом океане.

Оффли утверждает, что на самом деле американская подлодка была потоплена советской атомной подводной лодкой класса "Эхо-2", которая после короткой подводной схватки выпустила по "Скорпиону" торпеду.

Торпеда ударила "Скорпион" в корпус в районе центральной рубки и спустя 90 секунд после мощного взрыва американская подлодка, рассыпаясь на части, начала падать на океанское дно.

Оффли при этом утверждает, что уничтожение "Скорпиона" было "местью" советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.

"Гибель "Скорпиона" была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129", — пишет в книге Оффли, который считает, что США не были причастны к гибели К-129, но "многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон".

Трагедии 1968 года были частью подводной "разведывательной войны", многие подробности которой до сих пор засекречены, полагает автор книги.

"Возможно, что конфронтация между "Скорпионом" и советской подводной лодкой могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля", — пишет Оффли, подчеркивая, что "в любом случае после того, как "Скорпион" оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду о К-129 и "Скорпионе".

Оффли утверждает также, что место гибели "Скорпиона" было найдено американцами не 29 октября 1968 года, как до сих официально утверждается, а еще 9 июня, и что координаты этого места были переданы ВМС США советской стороной.

В книге приводятся многочисленные факты срочного уничтожения в ВМС США многих важных документов и других вещественных доказательств, связанных со "Скорпионом", а также примеры преднамеренного, по утверждению автора, "запутывания" официального расследования, от которого были скрыты многие материалы, включая сделанную на Багамских островах и хранившуюся на базе ВМС США в Норфолке (штат Вирджиния) запись сигналов подводных сонаров системы SOSUS, где отчетливо слышны шумы двух маневрирующих подводных лодок, пуск торпеды, мощный взрыв и разрушение корпуса одной из подлодок.

"Экипаж АПЛ "Скорпион" погиб в бою", — утверждает Оффли, обвиняя ВМС США в сокрытии истинных причин гибели подлодки.

Отвечая на вопросы на презентации своей книги, Оффли рассказал, что никто из представителей Пентагона или ВМС США пока официально не отреагировал на выход новой книги, но он уже получил "десяток" посланий по компьютерной почте от американских ветеранов-подводников, которые сообщили ему, что для них настоящие причины гибели "Скорпиона" не были тайной.

В конце своей книги Оффли напоминает также о том, что "в октябре 1992 года во время визита в Москву для встречи с российскими лидерами тогдашний директор ЦРУ Роберт Гейтс (нынешний министр обороны США) передал президенту Борису Ельцину видеопленку и советский военно-морской флаг".

На видеозаписи была запечатлена церемония морских похорон шести советских моряков, тела которых были извлечены американцами во время тайной операции по подъему советской АПЛ К-129.

"Флаг, который Гейтс передал российскому президенту, покрывал их (моряков) гробы, прежде чем они были преданы морской пучине", — пишет автор книги.

Оригинал записи и комментарии на

Режиссер: Владимир Луцкий

Необъяснимые события происходят не всегда в районе Бермудского треугольника. Много лет назад, в 1961 году в районе Баренцево моря «испарилась» подводная лодка. На протяжении десятилетий этот факт умалчивался, а сведения о судьбе подводной лодки Советское командование держало в секрете. Чтобы узнать реальные причины трагической гибели экипажа понадобилось около десяти лет. Правда открылась лишь тогда, когда была найдена субмарина.

Трагедия подводной лодки С-80, поднятой со дна Баренцева моря в 1969 г.
Белый январь 1961 года стал для Северного флота черным месяцем: из корабельного списка пришлось вычеркнуть сразу три подводные лодки. Даже в войну такое случалось нечасто...


Сначала рванули торпеды в носовом отсеке Б-37, стоявшей у причала в Полярном. Чудовищной силы взрыв разворотил и соседнюю подводную лодку С-350. Погибли сто двадцать два моряка. Причины взрыва не выяснены до сих пор. Не исключалась диверсия - шла «холодная война»... Потом не вышла на связь ракетная дизельная лодка С-80. Последний раз она дала о себе знать в 23.00 26 января. Командир капитан 3-го ранга А. Ситарчик доложил, что все задачи боевой подготовки отработаны, и просил «добро» на возвращение в базу. «Добро» дали. Но в 00 часов 47 минут 27 января радиосвязь прервалась. С-80 в Полярный не вернулась. В тот же день комфлота выслал на поиски два эсминца и спасательное судно. Район, в котором исчезла С-80, отстоял от побережья на 50 миль и занимал площадь 384 квадратные мили. Глубины - от 200 метров и ниже. Зимний шторм швырял корабли, моряки тщетно пытались разглядеть сквозь снежные заряды черный силуэт субмарины или хотя бы черное масляное пятно на воде.

На следующий день по флоту объявили аварийную тревогу, и на поиски вышли еще два эсминца, четыре малых противолодочных корабля, корабль разведки и спасательное судно. Полярный притих в недобром предчувствии. Увы, день, точнее, глухая арктическая ночь не принесла никаких вестей. Тогда начался массированный поиск с привлечением авиации, подводных лодок и рыболовецких судов с их придонными тралами и поисковой аппаратурой. Вдоль береговой линии летали пограничные вертолеты. Радиотехнические посты просеивали на своих экранах каждое пятнышко засветки.

О мертвых - либо хорошее, либо ничего. Это этическое правило не распространяется на моряков. Командир отвечает за все, что случилось на корабле и с кораблем, даже если он мертв. Не миновала эта участь и навечно 36-летнего командира С-80 капитана 3-го ранга Анатолия Ситарчика.
Подлодку нашли 23 июля 1968 года. С-80 лежала на твердом грунте на ровном киле, накренившись на правый борт.

Советская С-80 состояла на вооружении военно-морских сил СССР в 1950-х годах. В 1961-м году лодка затонула в Баренцевом море при загадочных обстоятельствах. В статье рассматривается устройство этой лодки и различные версии ее гибели. В 2000-х годах в Испании начали строительство новых испанских подводных лодок S-80 (Исаак Пераль). Это своеобразный прототип советского судна, которому также отведена роль в данной статье.

Подводная лодка С-80 была сконструирована в 1950-м году, а в 1957-м году на ней были проведены некоторые работы по модернизации и совершенствованию. Длина ее составляла 76 м, ширина - 6,6 м, погружаться она могла на глубину до 230 м, а двигаться под водой со скоростью 10 узлов. С-80 в движение приводилась 6 двигателями: 2-мя дизельными и 4-мя электрическими. «Подлодка» обладала современной на то время системой навигации, носившей название «Лира».

В состав боевого арсенала подлодки входили торпеды и крылатые ракеты (4 торпедных и 2 ракетных установки).

Лодка С-80: трагические события, ее подъем на поверхность и официальная версия гибели

Трагедия подводной лодки С-80 случилась 26 января 1961 года, когда она затонула в Баренцевом море. По официальной версии причиной трагического события стало попадание воды в лодку из-за неверных действий и халатности экипажа. Отметим, что в свое последнее плавание отправились 68 офицеров и матросов. получила свое негласное мистическое название ввиду того, что после крушения ее нашли только спустя 7 лет, то есть в 1968 году, а операция по подъему на поверхность происходила в течение июня-июля 1969 года. Этой операцией руководил Сергей Минченко (капитан первого ранга).

Анализ состояния поднятой подводной лодки С-80 позволил виртуально реконструировать произошедшие трагические события. Выполняя военные учения в 1961 году в Баренцевом море, лодка шла на перископной глубине, а затем начала уходить под воду и в нее стала попадать вода. Соответствующий клапан не сработал по причине его обледенения. Далее в официальной версии гибели подлодки говорится о том, что машинист перепутал маховик, который должен был закрыть отсек, куда стала попадать вода. После этого экипаж совершил еще несколько ошибок, и лодка ушла на дно, потеряв полностью свою скорость.

Согласно данным реконструкции событий, в лодке произошел сильный гидровоздушный удар, в результате которого люди, находившиеся во 2-м, 3-м и 4-м отсеках, погибли мгновенно, часть экипажа в 6-м и 7-м отсеках попыталась выбраться из подлодки. Они планировали использовать предназначенные для этого аппараты «ИДА-51», но не успели этого сделать по причине быстрого затопления отсеков. Дольше всего матросы жили в 1-м отсеке, который полностью затопило лишь через несколько дней.

Причина аварии

Как было описано выше, одной из причин, которая привела к стремительно развивающейся катастрофе подводной лодки С-80, лодки-призрака, стал ряд ошибок матросов и офицеров, которые в ту трагическую ночь стояли на вахте. Отметим, что из 68 человек, находившихся на борту лодки, 7 человек были переведены на нее недавно. Среди этих 7 человек и был тот машинист, который перепутал направление закрытия запорки, поскольку на его предыдущей лодке она закрывалась в другую сторону, нежели на С-80.

Но что послужило толчком к возникновению катастрофы? Осматривая лодку, спасатели заметили, что руль на ней был повернут максимально влево, как будто она совершала экстренное изменение своего курса движения, чтобы не столкнуться с чем-то или кем-то. Никаких рифов в районе гибели лодки нет, поэтому предполагают, что это мог быть чужой корабль, который был замечен членами экипажа слишком поздно.

Этим чужим кораблем мог оказаться корабль НАТО, поскольку интерес к советской субмарине, имеющей современное на то время оборудование и вооружение, у военных сил США был огромный. В 1976 году на вооружение военно-морского флота США поступили новые лодки «Лос-Анджелес». Позднее было отмечено наличие некоторых систем навигации подводной лодки С-80 в «Лос-Анджелесе». Откуда они там взялись? Ответ на этот вопрос остается загадкой по сей день.

Извлечение тел погибших

После того как лодка была поднята на поверхность, существовала опасность того, что при осушении отсеков в ней от перепада давления могут взорваться торпеды, которые находились на этой субмарине. Поэтому предлагалось просто взорвать лодку и не выяснять причину ее гибели.

Однако после предварительного осмотра было установлено, что опасаться взрыва торпед не нужно. Отсеки были осушены, и те люди, которые зашли в нее первыми, увидели, что дизельная подводная лодка С-80 - «автономка» мертвых, поскольку в каждом ее отсеке во всех местах находились мертвые офицеры и матросы. Одни из них до последнего боролись за свою жизнь - об этом свидетельствует тот факт, что весь возможный кислород на субмарине был израсходован. Другие же не выдержали мучительной смерти. Например, был найден мичман, который держался за оголенный провод, или матрос, который лежал в своей койке с петлей на шее.

После того как с подводной лодке С-80 тела погибших достали, отметили удивительную вещь: те тела, которые были физически невредимыми, создавали впечатление, что эти люди погибли совершенно недавно, а не 7 лет назад. Дело в том, что щеки у них были розовые, а кровь еще не успела свернуться. Конечно же, этот факт имеет простое объяснение, ведь в ледяной воде на большой глубине любое биологическое тело находится в практически законсервированном состоянии.

Сегодня, по прошествии многих лет после гибели советской субмарины, произведен объект с аналоговым названием. Это испанская подводная лодка, которая разрабатывается в настоящее время под кодовым названием S-80 (читается С-80).

Некоторая информация о задачах испанских подлодок и их строительстве

Главной особенностью новых подводных лодок S-80 является созданная с использованием передовых технологий система двигателей и возможность длительное время существовать и выполнять свои задачи в автономном режиме под водой. Новые подлодки призваны в для выполнения следующих задач:

  • нанесение ракетных ударов по береговым целям;
  • ведение морских сражений;
  • защита кораблей во время погрузки и выгрузки;
  • защита морских единиц военной техники.

В начале развития программы по конструированию испанских подводных лодок S-80 была потрачена сумма в 1,8 млрд евро, в 2014 году эта сумма увеличилась до 3 млрд евро, затраты в 2018 году оцениваются в 3,6-3,9 млрд евро. В настоящее время строится 4 единицы лодок класса «Исаак Пераль». Первая из них должна быть спущена на воду к 2020 году, а в состав вооруженных сил поступит в 2022 году. В первые две субмарины S-80 не будет внесена технология воздухонезависимой системы движения. Строительство 3-й и 4-й лодок началось в 2009 и 2010 годах соответственно. В случае необходимости фирма «Навантия» может взяться за строительство еще 2 лодок этого класса.

Историческая справка

В последние 40 лет испанские военно-морские силы располагали 4-мя субмаринами класса «Дельфин» (S-60), все они уже списаны, а также подлодками типа «Галерна» (S-70), 3 из них еще находятся в строю и выполняют свои задачи. Все эти лодки имеют классический французский дизайн, и были построены в городе Картахена по лицензии французской государственной компании DCNS. Если смотреть еще дальше в историю, то в 1950-х годах в Испании национальная фирма Базан занималась строительством классов Тюлень (S-40) и Акула (S-50). Фирма же «Навантия» до 2000-х годов сотрудничала с компанией DCNS и занималась выполнением заказов на построение подлодок для Чили, Малайзии и Индии.

Таким образом, самостоятельное строительство подводных лодок S-80 - это настоящий вызов для военных морских технологий Испании.

Класс подлодок S-80

Лодки класса «Исаак Пераль» в технологическом плане находятся далеко впереди электрически-дизельных лодок последних поколений. S-80 изначально задумывались как субмарины, пригодные для испанских военно-морских сил. Они имеют среднее водоизмещение и способны выполнять свою миссию за несколько тысяч миль от побережья, действуя максимально незаметно. Анаэробная система двигателей подводных лодок S-80, а также современные системы ведения морского сражения располагают эти субмарины далеко впереди всех остальных существовавших и существующих в Испании классических подлодок и на уровне технологического совершенства атомных подводных лодок.

Отметим, что до того как «Навантия» приступила к разработке новых испанских лодок, между испанской и французской фирмой разразился скандал, поскольку французская фирма обвинила «Навантию» в копировании многих систем на S-80 с предыдущих лодок, которые Испания строила вместе с Францией в рамках компании DCNS. Закончился этот спор тем, что обе стороны забрали иски из арбитражного суда в Париже в 2009 году, и программа по конструированию субмарин класса «Исаак Пераль» фирмой «Навантия» была оставлена в покое.

Исторические факты о S-80 начиная с 1997 года

Программа по построению дизельных подводных лодок S-80 была начата в 1997 году, при этом с 1991 года уже начались проводиться соответствующие предварительные исследования. Ниже приводятся исторические данные за каждый год, которые связаны с этой программой:

  • 1997 год: завершилась правка документа, в котором обсуждалась программа построения первой лодки S-80;
  • 1998 год: одобрен документ, в котором указывались основные характеристики подлодок;
  • 1999: составлен проект построения лодок в испанском городе Картахена;
  • 2001: определен прототип субмарины, которая будет пригодна для выполнения классических миссий;
  • 2002:составлен новый документ, в котором пересмотрены основные требования к новым подводным лодкам с учетом новых сценариев и задач;
  • 2003: происходит составление документов, которые касаются начальной фазы запуска программы по построению новых лодок, определяются технические характеристики проекта, ориентировочные даты и необходимый бюджет;
  • 2004 год: Министерство обороны Испании издает указ на построение четырех многозадачных субмарин типа S-80;
  • 2005: «Навантия» начинает строительство первой субмарины, предварительная дата окончания строительства назначается на 2012 год;​
  • 2007: в декабре фирма начала строительство лодки S-82;
  • 2008: «Навантия» исправляет сроки сдачи первой лодки S-80, построение должно быть завершено в 2013 году;
  • 2009: в феврале начинается конструирование 3-й лодки S-83;
  • 2010: в январе начинается строительство S-84, а в октябре этого года завершается строительство корпуса лодки S-81;
  • 2011: в марте Навантия получила уже готовую верхнюю часть субмарины S-81, а в апреле фирме был поставлен топливный элемент для этой лодки.
  • 2012: в январе были придуманы названия для всех 4-х подводных лодок типа S-80 (S-81 будет называться «Исаак Пераль», S-82 - «Нарсисо Монтурьоль», S-83 - «Косме Гарсиа», S-84 - «Матео Гарсиа-де-лос-Рейес»);
  • 2013: ввиду того, что полученные лодки имели большую массу, чем предполагалось изначально, фирма «Навантия» решила задержать их выпуск на 1,5-2 года, чтобы обеспечить им необходимую плавательную способность; фирма также подчеркнула, что подобная задержка является нормальной ввиду сложности самого проекта;
  • 2014: происходит пересчет необходимых средств для продолжения проекта, и устанавливается новая дата сдачи вооруженным силам первой единицы подводной лодки типа S-80;
  • 2018: фирма публикует информацию об увеличении затрат на 1,5-1,8 млрд евро, устанавливается новый календарь завершения проекта.

Миссия новых испанских лодок и их способности

Подводные лодки S-80 (Испания), как часть вооруженных сил страны, должны соответствовать военной технике современного времени, последним технологическим военным разработкам в плане вооружения, коммуникации и навигации. Ниже приведен список задач, которые должны с уверенностью выполнять новые лодки:

  • нанесение ударов по морским и сухопутным целям;
  • ведение наблюдения около побережья и в открытом океане;
  • атака и защита военно-морских объектов;
  • способность уклоняться и уходить от возможного военного столкновения.

Субмарина нового класса должны обладать способностью дать отпор и продолжать выполнение своей миссии, как около побережья, так и в открытом океане в следующих случаях:

  • при нахождении в минных полях;
  • при столкновении с кораблями на поверхности воды, которые обладают активными сонарами;
  • при обнаружении воздушными противолодочными кораблями с радарами и сонарами;
  • при встрече с атомными и современными традиционными подводными лодками противника.

Подводные лодки S-80 должны обладать соответствующими способностями, чтобы обеспечить успех выполняемой миссии. В первую очередь, лодки должны уметь перемещаться под водой с большой скоростью, а система воздухонезависимых двигателей должна обеспечивать возможность нахождения лодки в скрытых зонах длительное время, снижая при этом риск ее обнаружения противником. Также подводные лодки S-80 должны быть снабжены системой одновременного нанесения ударов по нескольким целям. В случае необходимости на них можно будет перевозить специальные военные группы. Лодки должны обладать системами против акустического, магнитного, инфракрасного и визуального их обнаружения противником.

Характеристики испанской подводной лодки S-80

Новое поколение испанских подлодок спроектировано так, что их экипаж может быть смешанным, то есть мужским и женским, и для каждого члена лодки предусмотрена собственная койка. Особенностью новых лодок является их снабжение системой опреснения морской воды. Эта система способна очищать воду от солей и примесей до глубины 200 метров. Работает она на основе обратного осмоса.

Системы ведения боя, программное обеспечение лодок, мониторизация собственного шума, сонарные системы, радиоэлектронные системы разработаны при участии американской фирмы Lockheed Martin.

Вооружение лодок нового поколения составляют немецкие тяжелые торпеды DM2/A4, американские ракеты дальнего действия UGM-109 Tomahawk, американские противокорабельные ракеты UGM-84, а также испанские многофункциональные мины. Системы запуска торпед и противоторпедное вооружение являются британскими.

Что касается систем движения (дизельные двигатели, воздухонезависимый реактор, системы компенсации веса кислорода и этанола, система удаления углекислого газа), то в основном все они являются испанскими разработками. Батареи с горючим на лодках - американские.

Биоэтанол и воздухонезависимый двигатель

Биоэтанол является основным горючим для воздухонезависимого двигателя на испанских лодках S-80. Этанол - это химическое соединение, которое описывается формулой CH 3 -CH 2 -OH, при нормальных условиях он представляет собой воспламеняющуюся жидкость. В любом алкогольном напитке содержится это вещество (пиво - 3-7%, вино - 12-15%, ликер - до 50%). Получить его можно двумя распространенными способами: гидратацией этилена и в результате процессов брожения некоторых растительных материалов, содержащих сахара, крахмалы и целлюлозу. Для полученного в результате процесса брожения этанола применяют приставку «био». Биоэтанол был выбран в качестве основного топлива на новых подлодках из-за того, что Испания не зависит в этом вопросе от других стран. На ее территории в настоящее время действует 7 заводов по производству биоэтанола.

Воздухонезависимый двигатель состоит из двух основных частей: преобразователя и батареи. В преобразователе происходит химическая реакция, в результате которой из биоэтанола получается водород высокой чистоты. Продуктом реакции является углекислый газ. Далее полученный водород поступает в батарею двигателя, где реагирует с кислородом в рамках экзотермической реакции, которая сопровождается выделением большого количества энергии. Продуктом этой последней реакции является вода. Вода и углекислый газ выводятся из подводной лодки. Воздухонезависимый двигатель лодок S-80 способен выдавать мощность 300 кВт.

В движение лодка приводится винтом, который вращается благодаря явлению электромагнитной индукции с применением постоянных магнитов. Винт спроецирован по последним технологиям таким образом, что позволяет гасить кавитационные эффекты при движении лодки на больших скоростях.

Единицы подлодок нового класса

В январе 2012 года были одобрены названия всех 4-х подводных лодок S-80, при этом первые два названия используются уже в 4-й раз, третье название - в 3-й раз, а четвертое название - во 2-й раз для испанских субмарин. Названия призваны воздать честь знаменитым конструкторам и изобретателям подводных лодок Исааку Пералю, Нарсису Монтурьолю и Косме Гарсиа Саесу, а также первому адмиралу подводных вооруженных сил Испании, Матео Гарсиа-де-лос-Рейесу. Ниже приведено фото лодки S-80.

  1. «Исаак Пераль» (S-81). Ее планировалось ввести в действие в 2017 году, но из-за проблем перегрузки эта дата откладывается до декабря 2022 года.
  2. «Нарсисо Монтурьоль» (S-82). Дата сдачи лодки изменена с 2018 года на конец мая 2024 года.
  3. «Косме Гарсиа» (S-83). Планируется завершить ее строительство к марту 2026 года.
  4. «Матео Гарсиа-де-лос-Рейес» (S-84). Последняя единица проекта, подводная лодка S-80 plus, будет сдана в эксплуатацию в июле 2027 года.

В настоящее время Совет Министров Испании рассматривает возможность утверждения указа на строительство еще 2-х лодок нового поколения (S-85 и S-86), которые фирма «Навантия» может взять на себя.

Ракетная дизель-электрическая подводная лодка типа 644 С-80 вышла в свой последний рейд 25 января 1961 года. Связь с ней пропала 27 января, этот день и считался сначала днем ее исчезновения, а потом днем гибели. На поиски С-80, находившегося где-то на площади в 384 квадратные мили, было отправлено четыре эсминца и спасательная шлюпка. Потеря была велика: шла холодная война, и в час "Х" корабли этого проекта должны были всплыть у чужих берегов и крылатыми ракетами уничтожить бомбардировщики на взлете. Этому оружию отводилась роль щита в случае нападения на СССР. Если бы новейшие ракеты, которых у НАТО на тот момент не было, попали в руки "вероятного противника", неизвестно, как бы еще все обернулось… Перед катастрофой экипажу лодки все же удалось оставить на поверхности воды аварийный буй, который и был найден, свободно плавающим по морю - трос, который связывал его с подлодкой, при шторме оборвался… Через семь лет моряки, нашедшие С-80 на дне, определили по картам поисков, что один из эсминцев тогда проплыл совсем рядом от места крушения, всего в полутора морских милях. Во время одного из плановых рейдов 23 июня 1968 года затонувший ракетоносец С-80 был обнаружен спасательным судном ВМФ "Алтай". Подводная лодка находилась на глубине 196 метров на твердом и ровном грунте, немного накренившись вправо. Для подъема лодки со дна было специально оборудовано и модернизировано спасательное судно ВМФ "Карпаты". Поднятую С-80 "благополучно" отбуксировали в одну из бухт на Кольском полуострове. Сложилось так, что лодку, поднятую на поверхность, даже планировали взорвать и утопить от греха подальше: на ее борту находились боевые торпеды - а ну как рванут? Лишь в последний момент было принято решение осушить отсеки и все-таки достать тела моряков. Когда спасателям удалось приникнуть внутрь корабля… Впрочем, эту картину лучше не описывать. Не для слабонервных. Правительственная комиссия после долгих исследований восстановила события того дня, 27 января. По сути, гибель лодки стала результатом многих трагических совпадений. Выполнив задание, С-80 возвращался на базу при сильном волнении моря. Вдруг лодка неожиданно провалилась ниже перископной глубины, что привело к затоплению шахты подачи воздуха. Обледеневший запорный клапан при аварии не сработал, поскольку подача горячей воды к нему из дизельного отсека была отключена. В этот момент трюмный машинист, вместо того, чтобы закрыть захлопку шахты, открыл другой клапан, что привело к усилению потока поступающей воды. Попытка мотористов вручную закрыть второй запор шахты не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды. Далее последовало еще две трагических ошибки - не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. Скорость упала до нуля, лодка провалилась на глубину кормой вниз и вошла в грунт под углом 45 градусов. Переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены, личный состав в этих отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую лодку в спасательных аппаратах не увенчались успехом… С тех пор прошло более полувека. И поздно уже говорить о том, можно ли было не допустить гибели субмарины с экспериментальными на то время новейшими ракетами. Но все-таки… Тот кратковременный выход в море был конкретно для С-80 как бы необязательным. Судя по открытой прессе, которая содержит воспоминания ветеранов Северного флота, в подразделении подлодок, в который входила С-80, не был выполнен месячный план выходов кораблей в море. И вроде бы это было объяснимо: в Баренцевом море в тот год почти весь январь бушевали сильнейшие шторма. Но решение "поднять план" все-таки было принято. Было еще и мнение, что экипаж не был полностью готов к выходу, в нем было немало прикомандированных на короткий "плановый" выход с других кораблей, и они не очень хорошо знали материальную часть именно С-80. Есть в воспоминаниях ветеранов мнение и о командире лодки капитане 3 ранга Александре Ситарчике. Якобы был он весьма эксцентричной фигурой. Отец его, генерал-авиатор, погиб во время войны. И молодой командир выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатках. А на тот выход в море этот свой талисман он якобы не взял - все равно всего на несколько суток выход-то… Моряки народ суеверный, поверьте. Причем до сих пор. Сам помню, как легендарный подводник, заместитель командира бригады строящихся в Северодвинске подлодок Александр Тушин, под чьим руководством проходили испытания множество кораблей, построенных в Северодвинске, в море в надводном положении всегда поднимался из центрального поста на мостик только в древней матросской шапке-ушанке времен войны. Которая давно потеряла свой первоначальный "уставной" черный цвет и смотрелась при разном освещении то серой, то рыжей… И сами понимаете, как отнеслись к тому, что командир Ситарчик впопыхах вышел в море без своего талисмана, его коллеги и начальники. Это же опаснее урагана! Так или иначе, семь лет, пока на С-80 не наткнулось обследовавшее дно Баренцева моря судно "Алтай", экипаж С-80 числился пропавшим без вести вместе с кораблем. Члены семей экипажа никаких пенсий не получали, ведь факт гибели кормильцев подтвердить было некому. Версии о том, что в эти годы лодку большие начальники считали "дезертировавшей" в одну из стран НАТО, приводятся в военно-морской прессе часто. Время было такое, подозрительное. То, что наши подводники не были предателями, выяснилось, только когда корпус поднятой С-80 вскрыли и обнаружили их останки… Тела подводников были преданы земле в общей могиле возле поселка подводников Оленья губа в Мурманской области. Кадровики провели свой ритуал - сожгли найденные на борту С-80 удостоверения погибших мичманов и офицеров. Родственников ждали трагические "подарки": было куплено несколько десятков чемоданов, в которые были положены безымянные тельняшки, бескозырки, фуражки… И отправили по Советскому Союзу. А тот обелиск в Оленьей губе стоит до сих пор. Современные подводники приходят к нему помянуть погибших коллег.