Как празднуют рождество в германии. Как немцы готовятся к празднованию рождества Поздравляем родных и близких

Рождество в Германии отмечается 25 декабря. Для большинства немцев это главный семейный праздник в году. Близкие родственники стараются проводить его вместе, за торжественным столом.

Традиции и обряды

Подготовка к Рождеству начинается в конце осени. 11 ноября в 11.11 в крупных городах Германии (Берлине, Кельне, Бонне, Мюнхене, Дрездене) стартуют рождественские ярмарки Weihnachtsmarkt, которые являются любимым местом для прогулок и приобретения подарков. На площадях устраиваются аттракционы и праздничные театральные представления для детей.

В католической церкви последние 4 недели перед Рождеством называются Адвентом. В каждое воскресенье Адвента верующие немцы ходят в церкви на богослужения. В приходах организуются спектакли на библейские сюжеты, детские хоры поют рождественские песни. В семьях перед началом Адвента на почетном месте устанавливается еловый венок с четырьмя свечами (Adventskranz), которые зажигают по очереди в начале каждой недели.

Детям и любимым людям дарят адвент-календарь, который покупают в магазинах подарков или делают своими руками. Он состоит из 24 конвертиков, которые символизируют дни с 1 по 24 декабря. В каждом конвертике находится сладкий подарок.

В канун Рождества хозяйки тщательно убирают дома и готовят праздничный ужин. В Сочельник (24 декабря) близкие родственники собираются за праздничным ужином, после которого отправляются на вечерние и ночные богослужения в церкви. На следующий день семьи отправляются на прогулки или на праздничные обеды к друзьям.

Рождественские украшения

Главный атрибут Рождества в Германии - ель. В этой стране зародилась традиция наряжать хвойное дерево. В канун Рождества в 1513 году католический священник Мартин Лютер по дороге домой любовался картиной ночного неба. Дома он поместил небольшое деревце и украсил его свечами, которые напоминали ему звезды.

Немцы устанавливают в своих домах елки, которые украшают сладостями, фигурками Санта-Клаусов, ангелочков, шарами и гирляндами. Основными цветами являются красный и зеленый. Красный символизирует кровь Христа, а зеленый - надежду и веру. Во многих немецких семьях существует традиция мастерить своими руками из подручных материалов елочные украшения и рождественские декорации, которые со временем становятся семейными реликвиями и передаются из поколения в поколение.

На фасадах домов перед балконами и подоконниками жители Германии размещают фигурку Санта-Клауса с мешком подарков. Оконные стекла они расписывают снежинками и рисунками на рождественские темы. На подоконниках устанавливают свечи, которые зажигают в Сочельник. На входную дверь вешают венок из еловых веточек, украшенный лентами, ягодами, орехами.

Любимый атрибут Рождества у немцев - цветок пуансетия. Его прицветники имеют ярко алый цвет и символизируют Вифлеемскую звезду.

Города и деревни в середине ноября начинают приобретать праздничное убранство. На главных площадях устанавливаются елки и размещаются декорации сцен рождения Иисуса Христа. Здания на центральных улицах, деревья в парках, витрины магазинов и торговых центров вспыхивают яркой иллюминацией.

Праздничный стол

В рождественском меню немцев присутствуют 7-9 блюд, среди которых главную роль играет запеченный гусь с яблоками, печеный карп или тушеная свинина с квашеной капустой. К основному блюду подается печеный картофель, овощные рагу и салаты. На столах также присутствуют сырные закуски, колбаски и мясное фондю.

К символическим рождественским блюдам относится пшеничная каша, сваренная на молоке с добавлением масла, меда, мака. На десерт подают традиционную немецкую выпечку: имбирные пряники, марципаны, кексы, пироги с фруктовой начинкой. В первый день Рождества принято есть штоллен - пряный пирог, в составе которого присутствует изюм, ром, цедра апельсина, миндаль, корица и анис. Штоллен символизирует младенца в пеленке.

Немецкие хозяйки уделяют особое внимание украшению рождественского стола. Во многих семьях женщины плетут или вышивают скатерти и салфетки, которые используют для сервировки. В качестве орнамента отдают предпочтение колокольчикам, снежинкам и елочкам.

Подарки

На Рождество немцы дарят близким людям и родственникам подарки. В качестве презента они отдают предпочтение практичным вещам или книгам.

Дети ждут подарки от Рождественского деда Вайнахтсмана (Weihnachtsmann). Он приходит в ночь с 24 на 25 декабря и оставляет под елкой сладости и игрушки. Для самых маленьких жителей Германии на рождественских ярмарках работают резиденции Вайнахтсманов, где малыши могут лично рассказать о своих пожеланиях любимому персонажу.

Города и курорты

В период зимних праздников города Германии похожи на рождественскую сказку. Франкфурт-на-Майне - родина праздничных ярмарок и фестивалей. Ярмарки представляют собой городок из торговых палаток и деревянных домиков, в которых можно купить рождественские игрушки, декорации, подарки. Базары привлекают горожан и туристов лакомствами. На них можно отведать традиционный пирог - штоллен, крепсы (блинчики), сладкие пончики, имбирные и медовые пряники, сладкую вату, жареный миндаль и каштаны, колбаски, согреться горячим шоколадом или глювайном (горячее вино с пряностями).

Рождественские ярмарки открываются в Нюрнберге, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Майнце. В восточных городах Германии популярным промыслом является резьба по дереву. На ярмарках продаются традиционные деревянные человечки с трубкой, дугообразные резные подсвечники, рождественские декорации в виде пирамидок. Городок Лауша - родина стеклодувов и стеклянных елочных шаров. В преддверии Рождества магазины и ярмарки заполняются необычными стеклянными сувенирами и игрушками.

Любители активного отдыха придут в восторг от горнолыжных курортов: Гармиш-Партенкирхен, Рупольдинг, Оберйох. Они славятся живописными пейзажами, благоприятным климатом и чистым воздухом. Отдыхающих приятно удивит высокий уровень сервиса и профессиональные лыжные школы. Начинающие и спортсмены со стажем найдут для себя трассы соответствующего уровня сложности.

Считается, что католическое Рождество праздновалось на Западе еще во времена Климента Александрийского. Тогда к концу подходил II век и начался III. Это был день появления на свет Христа в городе Вифлееме. Отмечали его вместе с праздником Богоявления 6 января. Позже, в IV веке, эти торжества были разделены. И на Востоке тоже стали праздновать Рождество Христово 25 декабря.

В западной конфессии эта дата так и осталась неизменной. Православная церковь празднует Рождество 7 января по Юлианскому календарю. Такой календарь был предложен в 46 году до н.э. самим Юлием Цезарем. Он был удобен и прибавлял февралю еще один день. Но за 128 лет этот день сдвигал наступление дня Пасхи на совсем другой неучтенный срок.

В связи с этим, Папа римский Григорий XIII заменил Юлианский календарь на Григорианский, который якобы сокращал разницу между астрономическим летоисчислением и календарным.

С 1582 года в Европе стали использовать новый Григорианский календарь, но Россия воздержалась от очередных перемен.

Григорианский календарь был введен на этой территории в 1918 году, но церковь в России не пошла на преобразования, оставив без внимания решение совещания Православных Церквей и Константинопольского Патриарха об исправлении Юлианского календаря. Патриарх Тихон был не против и даже издал постановление, но церковники восстали против такого решения и указ был отменен.

Пока «католический» Григорианский календарь совпадает с «Новоюлианским», поэтому в этот день отмечают Рождество 11 Поместных Православных Церквей во всем мире, которые перешли в свое время на «новоюлианское» летоисчисление. Также в декабре Рождество отмечают многие протестанты.

Праздновать католическое Рождество начинают в сочельник 24 декабря. Люди вечером торопятся на торжественную службу, где им, в который раз расскажут историю, о появлении на этом свете Иисуса Христа.

В этом году 25 декабря на Украине объявили выходным днем. Так как немалое количество людей с давних времен считает именно этот день праздничным. Конечно, в первую очередь, это католики и протестанты.

История Рождества

Рождение Христа описано в Евангелии. Там говорится, что по приказу императора Августа в Римской империи, куда входила и Иудея, была объявлена всеобщая перепись населения. Каждый человек должен был находиться в это время в месте своего рождения. Таким образом, святому Иосифу надлежало явиться в Вифлеем, как потомку царя Давида.

Семейство отправилось в путь, несмотря на большой срок беременности Девы Марии. В пути Мария родила мальчика, который являлся сыном Божьим. Родился он в овчарне или пещере, куда сгоняли скот в непогоду.

О рождении Иисуса сообщил ангел. И к его колыбели поспешили пастухи, чтобы поклониться Сыну Божьему. Волхвам Мельхиору, Каспару и Бальтазару направление к пещере указала звезда, взошедшая на небосклоне во время рождения Христа. Волхвы одарили малыша золотом, ладаном и смирной. Что говорило о том, что они действительно видят в младенце Сына Божьего.

Эта весть не понравилась иудейскому царю Ироду. И он, помня предсказание о новом царе, решил убить младенца, даже если для этого пришлось бы уничтожить всех новорожденных на этой территории. За его подписью вышел указ о придании смерти всех малышей до 2 лет от роду.

Но ангел божий направил семью Христа в Египет, спасая от гнева Ирода. Там святое семейство пробыло до самой кончины злосчастного царя, а, избавившись от страха, решилось вернуться в Иудею.

Традиции на католическое Рождество

Подготовка к Рождеству начинается заранее, когда впереди еще месяц времени. Этот период называют Адвентом. Адвент – это по сути ожидание чуда. Хотя в эти дни христиане придерживаются поста, но он не такой строгий, как в православии, а также уделяют время молитвам. В светской жизни проводится множество благотворительных мероприятий.

Европа пестрит ярмарками и распродажами, а также ярмарочными представлениями, на площадях проходят тематические спектакли и концерты.

Католический Сочельник

Сочельник - это предпраздничный день 24 декабря. В этот день верующие придерживаются строжайшего поста. А с восходом первой звезды разговляются сочивом. Это почти та же кутя, сваренная из зерен нескольких злаков. Отстояв службу в храме, люди торопятся домой к праздничному столу, где их ждут мясные блюда.

Вертепы

Вертепы стали устраивать еще в Средневековье. Людям нравилось мастерить ясла с новорожденным Христом, ставить кукол, символизирующих Деву Марию, Иосифа и волхвов с пастухами.

Колядки

Молодежь в этот вечер начинает калядовать, наряжаясь в карнавальные костюмы. Более того, для этого обрядового действа они учат специальные песни и рождественские поговорки. Хозяева, к которым заходят странники, дают им деньги и сладости. Эти традиции Петр I в свое время привез и в Россию.

Рождественская ель

Тогда появилась в Российской империи и первая наряженная ель. С другой стороны, эту традицию свято чтили немцы. В России они тоже стали устанавливать украшенные яблоками деревья на площадях и в домах. В их сознании ель ассоциировалась с райским деревом.

Санта Клаус

Санта Клаус – рождественский дед. Он часто совмещался в сознании со святым Николаем, который ходит в гости через дымоход, пряча детям под подушки сладости и подарки. К тому же, Санта может принести подарок и в носке или просто оставить под елкой.

Ежегодно 21 января (в 2020 году - во вторник 21 января 2020 года) во многих странах мира отмечается Всемирный День объятий (обнимашек) .

Идея Дня объятий принадлежит американскому психологу Кевину Заборни (Kevin Zaborney), который начал воплощать ее в жизнь начиная с 21 января 1986 года. Впервые акция была проведена в одном лишь городе Клио штата Мичиган (США), а в настоящее время распространилась на большинство стран земного шара.

Что касается того, отмечается ли в России День объятий 21 января - поскольку в нашей стране нет иной официально утвержденной даты для подобного события, то Всемирный День объятий (обнимашек) отмечается в РФ тогда же, когда и во всем мире.

Кого можно обнимать в этот день:

Идея Всемирного дня объятий (обнимашек) 21 января состоит в том, чтобы побудить родных и близких людей (родственников, друзей) проявить нежность и на несколько секунд обнять друг друга.

Естественно, в этот день обнимают друг друга влюбленные пары. Но, согласитесь, в этом нет ничего особенного, ведь они это делают постоянно.

Детям 21 января надо обязательно обнять своих родителей (маму, папу) , а родителям - своих детей (дочерей, сыновей) . Бабушки и дедушки обнимают внуков и внучек , и наоборот. Нормально отнесутся к взаимным объятиям друзья и подруги из одной компании.

А вот от неожиданных объятий незнакомых людей следует воздержаться . Не все граждане нашей страны в курсе того, что 21 января в России отмечают Всемирный День объятий (обнимашек), и ваши действия могут быть неверно истолкованы. Если же желание пообниматься на улице с прохожими непреодолимо, лучше подготовить табличку с надписью "Бесплатные обнимашки", "Обними меня!" или "Сегодня День объятий, давай обнимемся)" и делать это легально и безопасно.

МОСКВА, 7 янв - РИА Новости, Сергей Стефанов. Рождество Христово отмечают дважды. Две недели назад, 25 декабря, явление в мир Богомладенца праздновали по григорианскому и новоюлианскому календарям, а в эту ночь - по старому стилю (юлианскому), которого придерживается и Русская православная церковь. Каковы причины такого разделения и возможно ли христианам преодолеть его в будущем, чтобы встречать праздник в один день, - в материале РИА Новости.

Кто когда празднует

"Вопрос календаря не догматический, а касающийся обрядовой стороны жизни Церкви. Мы не знаем, в какой точно день календарного года родился Господь Иисус Христос, и даты праздников выбраны достаточно условно просто для того, чтобы значимые события из жизни Христа и жизни Церкви ежегодно вспоминались в церковном календаре", - поясняет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Вместе с Русской церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают древнейшая Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри. Церковь Чешских земель и Словакии (исключительный случай) празднует Рождество два раза: как 25 декабря, так и 7 января.

По старому стилю сейчас живет треть поместных православных Церквей, которых насчитывается в мире 15. Остальные в начале XX века перешли на так называемый новоюлианский календарь, который до 2800 года совпадает с григорианским. Его придерживаются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская церкви и Православная церковь в Америке.

Если говорить о католиках и протестантах, то подавляющее их большинство - приверженцы нового стиля, или григорианского календаря. Так, 25 декабря Рождество уже отпраздновали Римско-католическая церковь, лютеране, англикане, часть методистов, баптистов, пятидесятников и других протестантских деноминаций, а также древневосточные ("дохалкидонские") церкви, в далекий период Вселенских соборов отделившиеся от православной семьи.

Седьмого же января вместе с шестью поместными Церквями и Афоном Рождество Христово встречают многие католики восточного обряда (униаты) и часть российских протестантов, сохраняющие для себя юлианский календарь.

Три реформатора

"Григорианский календарь был в свое время введен, чтобы соотнести календарный год с астрономическим - вот и все. Это наша литургическая традиция. Пасхалию католическая церковь может встречать и по юлианскому календарю. Такой эксперимент был в Кустодии Святой земли (округ Францисканского ордена. - Прим. ред.)", - рассказывает РИА Новости генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.

Юлианский календарь вошел в обиход в 45 году до Рождества Христова при императоре Юлии Цезаре, в честь которого и назван. Эта система летосчисления ориентирована на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому юлианский календарь называли еще "солнечным". Он был разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном и стал светским календарем Римской империи.

Старый стиль традиционен для Православной церкви: Александрийская пасхалия - система вычисления даты Пасхи, которую утвердил I Вселенский собор, - "работает" только с юлианским годом. Однако этот календарь оказался недостаточно точным по отношению к астрономическому году. Постепенно накапливалось "лишнее" время: за каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки.

В результате в XVI веке Папа Римский Григорий XIII инициировал очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Григорианский календарь возник на основе вычислений ученого Луиджи Лилио, который ориентировался на циклическое обращение Земли вокруг Солнца. Папская булла определяла, что после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15 октября уже по новому стилю. На сегодня разница между юлианским и григорианским календарями достигла 13 дней.

Наконец, новоюлианский календарь было решено ввести на совещании православных восточных Церквей в 1923 году, которое инициировал известный церковный обновленец, Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис). Чтобы не принимать католический григорианский календарь, православные реформаторы одобрили модификацию юлианского календаря, разработанную сербским астрономом и математиком Милутином Миланковичем (1879-1956). Те Церкви, которые на нее перешли, впрочем, сохранили традиционную Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, - для ежегодных расчетов Пасхи и "переходящих" церковных праздников.

Каждый при своем

Сегодня, как и ежегодно в дни празднования Рождества, тема календарных разделений и их преодоления всплывает в церковно-общественных дискуссиях. Однако речь идет скорее о частных инициативах и мнениях, что называется на публику, нежели о неких общих тенденциях.

"Кто-то что-то предложил или заявил, но, как говорится, воз и ныне там. Ничего не меняется. В чем вообще суть проблемы христианского разделения? Что, собственно говоря, такое случилось, из-за чего вся вот эта история?" - задается вопросом ответственный секретарь Католической энциклопедии, доцент Центра изучения религий РГГУ, историк-ватиканист Алексей Юдин.

Иными словами, главное - это отсутствие единства христианского мира, серьезные различия в догматах и вероучении у православных, католиков и протестантов. И решений вот этой главной проблемы пока не предвидится. А календарные несоответствия - всего лишь следствие.

Священник Игорь Ковалевский заверяет, что никаких изменений в календарной практике у католиков не ожидается.

Дело в том, что речь идет о традициях, которые так или иначе формируют повседневную жизнь человека. "Изменить все сверху донизу очень сложно", - поясняет Юдин.

"Попытки выработать коллективное решение на общецерковном уровне (в формате экуменического движения или православно-католических отношений), собственно, ни к чему не привели. Каждый остался при своем", - признает эксперт.

Символ стояния в вере

Что касается православных, то в крупнейшем Московском патриархате не раз подчеркивали: подавляющее большинство верующих привержены сохранению Юлианского календаря.

"Вопрос о перемене календарного стиля перед Русской православной церковью не стоит. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и остается одной из культурных особенностей нашей жизни", - сказал РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Правда, в послереволюционном 1923 году, при патриархе Тихоне, была попытка ввести, по примеру православных греков, исправленный новоюлианский календарь. Но тогда это сразу же вызвало протесты в церковной среде - и постановление отменили менее чем через месяц.

По мнению церковного историка, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислава Петрушко, такая приверженность в среде верующих старому календарю была во многом связана с политикой большевиков, которые сразу ввели в стране новый стиль и обрушились с гонениями на Церковь.

"В этих условиях старый календарь стал одним из символов сопротивления гонению, стояния в вере, стояния за устои традиционные, православные. И конечно, в такой ситуации это приобрело особую значимость", - объясняет Петрушко.

Да, сегодня времена изменились. И хотя еще недавно в интересах всеправославного единства нельзя было исключать и календарную унификацию, с легализацией Константинопольским патриархом украинских раскольников и само это единство уже под большим вопросом. В возникшей ситуации, считает эксперт, вопрос верности старому календарю, русской традиции вновь обретает особое звучание и значение для РПЦ.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа. Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей отмечают Рождество по григорианскому календарю - в ночь с 24 на 25 декабря.

Решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году .

Рождеству предшествует период Адвента . Во время Адвента верующие участвуют в особых предрождественских богослужениях, стараются совершать дела милосердия. За четыре недели Адвента необходимо подготовиться к исповеди, чтобы с чистым сердцем участвовать в Рождественских богослужениях и принять Причастие.

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки: "Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".

Причиной, по которой Мария и Иосиф пошли в Вифлеем, стала перепись населения, проводившаяся в правление императора Августа во время управления Квириния Сирией. Согласно указу императора, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать "в свой город". Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трех волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары - золото, ладан и смирну; в то время святая семья уже нашла себе приют в доме (или, возможно, в гостинице).

Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, но Христос был чудесно спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода.

По сложившейся в первые века христианства римской традиции, в день Рождества, 25 декабря, служатся три особые литургии - месса ночью, месса на заре и месса днем. Таким образом, Рождество празднуется трижды - как предвечное рождение Слова от Бога Отца (ночью), рождение Бога-Сына от Девы (на заре) и рождение Бога в верующей душе (днем). Вечером в Сочельник служится месса навечерия Рождества.

В начале первой из Рождественских месс совершается процессия, во время которой священник несет и укладывает в ясли фигурку Младенца Христа и освящает их. Это помогает верующим ощутить себя участниками события, произошедшего в Рождественскую ночь.

Празднование Рождества продолжается восемь дней - с 25 декабря по 1 января, - образующие Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря - Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Все рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Большинство жителей Италии и Ватикана на рождественский обед подают жаркое и рождественский кулич панеттоне, похожий на пасхальный, либо "воздушный" кулич родом из Вероны, называемый пандоро. На Рождество в этих государствах дарят друг другу торрончино - лакомства, похожие на нугу и грильяж.

В Германии существуют традиционные региональные виды рождественской выпечки - нюрнбергские пряники, ахенские фигурные пряники, рождественский кекс из Дрездена, звездочки из корицы.

Во многих европейских странах на праздничном столе традиционно присутствует сладкое рождественское полено - бисквитный рулет, богато украшенный сливками, глазурью и шоколадом.

Одним из главных символов Рождества являются зажженные свечи . Колеблющееся пламя свечи напоминает верующим евангельские слова: "Свет во тьме светит и тьма не объяла Его".

Рождество являет верующим Христа в образе маленького ребенка в окружении Святого Семейства, этот праздник отмечается в кругу семьи и согрет особым теплом и взаимной любовью.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников